Обычный городской двор. Взрослые — на лавочках, дети — на игровой площадке. Трехлетний Коля заметно отличается от своих сверстников, играющих в песочнице. Те щебечут между собой, смеются. Коля сидит молча и сосредоточенно лепит куличи. На соседей по территории — ноль внимания. Рядом на скамеечке — бабушки малышей.
- Наш совсем не говорит! — жалуется Колина бабушка.
- Ну-ка. повтори: "Совок!"— обращается она к внуку. Тот опускает голову и делает вид. что совсем ничего не слышит.
- У-у-у, бука! — в сердцах восклицает старушка.
Терпение!
Ребенок трех лет практически не говорит? В его активном словаре не более пяти лепетных слов?
Тогда не надейтесь, что ваши понукания заставят кроху проявить ораторские способности!
Возможно, он не только не в состоянии произнести слова, но и не понимает их смысла. Прежде чем требовать что-то от малыша, надо его кое-чему научить.
Что же для ребенка важно?
♦ Воспринимать обращенную к нему речь.
♦ Понимать смысл каждого сказанного вами слова.
♦ Проявлять адекватную реакцию на слова взрослых.
Как этого добиться?
Терпение плюс регулярные тренировки.
Начните с простейших слов и фраз, повторяя их многократно, пока дитя не поймет, о чем вы говорите. Получив желаемый результат, родители откроют для себя глубинный смысл крылатой фразы: "Счастье — это когда тебя понимают!"
Ваши помощники
Наверняка у вашего малыша много игрушек. Поставьте перед ним. к примеру, куклу, машинку, собачку и зайчика.
Предложите крохе: "Покажи собачку", "А теперь дай маме зайку", "Посади куклу в машинку"и так далее.
Не переходите к новому заданию, пока малыш в точности не выполнит предыдущее.
Однако не переусердствуйте с тренировками! На первый раз достаточно 10-15 минут. Приветствуйте любую речевую активность крохи, даже если это будут лепетные слова: кукла —"ляля", машинка —"би", собачка-"ав-ав", зайка—"зя".
Но при этом не начните лепетать сами.
Задача взрослого — дать малышу образцы правильных слов! Выучив с ребенком названия игрушек, переходите к рассмотрению их более мелких составляющих (части тела или детали машины).
Взяв куклу, скажите: "У куклы болит голова (шейка, горлышко...). Покажи. Что болит у куклы?"
ИЛИ:
"Кукла ушибла ножку (ручку, спинку...). Погладь то место, где у куклы болит". „Надень кукле юбку (брюки, кофту.)" и так далее.
Тот же прием используйте с машинкой. Возьмите маленькую (сухую!) кисточку и попросите ребенка"покрасить"кузов, кабину, дверцу, днище автомобиля. Инструкции давайте последовательно, а не все сразу!
Тренируясь таким образом день за днем, однажды вы увидите, что цель достигнута. Кроха вслушивается в обращенную к нему речь, понимает ее, адекватно реагирует.
Естественно, у вас возникает вопрос: „Но где же собственные высказывания малыша?"
Не волнуйтесь! Отработанные вами слова, их звуковые образы прочно отложились и закрепились в детской голове, они лишь ждут своего звездного часа.