Найти тему

Рок-Сундук: издания альбомов группы Sweet

Слева направо: Стив Прист, Мик Такер, Брайан Коннолли, Энди Скотт (ссылка на фото:  https://media.gettyimages.com/photos/british-glam-rock-band-sweet-pose-with-a-mutoscope-in-london-13th-picture-id86274431?s=2048x2048)
Слева направо: Стив Прист, Мик Такер, Брайан Коннолли, Энди Скотт (ссылка на фото: https://media.gettyimages.com/photos/british-glam-rock-band-sweet-pose-with-a-mutoscope-in-london-13th-picture-id86274431?s=2048x2048)

Здравствуйте, дорогие друзья!

И снова с вами рубрика «Рок-Сундук» от Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга, в которой мы рассказываем о различных изданиях виниловых пластинок в коллекциях.

В предыдущей статье мы рассказывали о британской группе Smokie, поэтому логично было бы упомянуть о похожей группе под названием Sweet (The Sweet до 1974 года). «Сладкие» наряду со «смоками» и Сьюзи Кватро являются базовой троицей в произведениях авторского дуэта Чинна и Чепмена, которые фактически вывели этих исполнителей в свет. Вместе с тем, у Sweet история оказалась более короткой, нежели у их «собратьев» - о них всецело можно сказать как о группе десятилетия. Не в том, конечно, контексте, что это была лучшая группа 1970-х годов, но это определенно было группа исключительно 1970-х годов, потому что после 1979 года коллектив быстро развалился и последовал примеру коллективов, не желающих прекращать творческую или концертную деятельность, другими словами – раздвоился. Но обо все по порядку.

Как и со «смоками», советским слушателям повезло и с группой Sweet: вышедшие в Советском Союзе миньоны достаточно представили слушателям эту команду. Я не стал исключением из советских слушателей, хотя советских пластинок не приобретал, зато в конце 1970-х гг. на «толкучке» увидел интересный альбом под названием Give Us A Wink. Решил послушать - пришлось как нельзя лучше. Это означало, что надо собирать все творчество группы. Так постепенно образовалась «сладкая» коллекция.

Начну с того, что музыканты этой группы достаточно долго не могли определиться с окончательным выбором стиля исполнения.

Если с гардеробом сценических костюмов все было в порядке – с начала 1970-х гг. шло активное развитие глэм-рока, когда было модно натягивать обтягивающие латексные брюки с блестками и надевать каблуки со стразами на толстой подошве, - то первые синглы коллектива весьма противоречивы.

Основатели команды – барабанщик Мик Такер и вокалист Брайан Коннолли после пабов и закусочных встретились в группе Wainwright's Gentlemen (это та группа, где однажды пробегал легендарный Ян Гиллан) в конце 1966 года, спустя чуть больше года в январе 1968 года основали команду под названием The Sweetshop, добавив на должность бас-гитариста Стива Приста (оригинальная фамилия – священник, не находите?). Когда парни оформились как квартет, первый контракт с лейблом Fontana привел к сокращению названия группы до The Sweet. Так вот, с 1968 по 1970 год коллектив исполнил ряд синглов, которые больше походили на смесь психоделического рока, ритм-н-блюза (как раз то, что исполняли «Джентльмены Уэйнрайта»), хотя были проведены эксперименты с «несерьезным» направлением под названием бабблгам-поп (от выражения «жевательная резинка»). Этот стиль будет фигурировать в основе их дебютного альбома.

С учетом того, что преимущественно авторами песен были другие исполнители, новоиспеченная команда зависела от чужого мнения, т.е от их продюсера. В качестве ремарки, если бы не контракт с лейблом RCA, что привело к сотрудничеству с Чинном и Чепменом, первым альбомом в дискографии значился бы вышедший в конце декабря 1970 года так называемый «сплит» с группой The Pipkins - Gimme Dat Ding (где были представлены синглы команды с намешанными стилями).

Но судьба распорядилась иначе (кстати, сплит в итоге вышел в Англии в 1972 году и Германии и Франции в 1974 году).

Музыкальные критики, исследующие музыкальные стили и их воплощение в творчестве разных групп и исполнителей, обращают внимание на смешение «сладкими» поп-рока и хард-рока и, как следствие, популяризацию глэм-рокового направления. Целью нашей статьи, как и всей рубрики, не является «разбор полетов», какую музыку исполняют те или иные товарищи, мы говорим о виниловых изданиях альбомов, тем не менее, в случае со Sweet «сладкая» составляющая музыки мне лично не особо нравится, я больше тяготею к хард-роковой их составляющей, в свою очередь надо отметить неплохо сведенную «плясовуху» в ряде их известных хитов.

Вообщем, после присоединения к коллективу в 1970 году валлийца Энди Скотта, весь национальный состав Великобритании (Коннолли был шотландцем) – Мик Такер, Брайан Конноли, Стив Прист и Энди Скотт, - приступили к записи первого альбома. Здесь на сцене появился авторский дуэт Никки Чинна и Майка Чепмена, которые взялись за написание песен для коллектива. В отличие от Кватро и «смоков», у музыкантов Sweet оказалось свое мнение на творческий талант Чинна и Чепмена, поэтому долго они не сотрудничали. Тем не менее, как я уже сказал, благодаря дуэту группе Sweet открылась дорога на мировую сцену.

Парни дебютировали с альбома, вышедшего в 1971 году под довольно-таки длинным названием Funny How Sweet Co-Co Can Be. Выпускающим лейблом была известная фирма RCA, она же будет доминировать во всех изданиях по 1977 год включительно в Европе и ряде стран «третьего мира». Альбом обошел вниманием Северную Америку, вышел в Европе в Англии, Германии, Испании и Италии, а также в Новой Зеландии, Бразилии, Аргентине, Уругвае, Чили и ЮАР. Только немецкое издание отличалось обложкой, на которой вместо конфеты была изображена концертная фотография с вытекающим из баночки медом. В моей коллекции как раз немецкий вариант. Издания не раскрывались, ничем не комплектовались. При этом обращает на себя главная особенность: в английском издании только 11 композиций, тогда как в немецком – 12 (добавлена композиция «Done Me Wrong All Right». В испанском издании также представлено 11 композиций, а в бразильском, например, 12. При этом южноамериканские издания содержали иную последовательность композиций, нежели европейские, при этом добавлялись по одному треку из ранних синглов (так, в аргентинское и бразильское издания включен сингл «Alexander Graham Bell»).

Половина композиций альбома представлена песнями Чинна и Чепмена, среди которых такие известные как «Co-Co», «Chop Chop», «Funny Funny», «Tom Tom Turnaround», и только три композиции представлены за авторством самих музыкантов группы, оставшиеся написаны приглашенными Чинном и Чепменом музыкантами.

Вместе с тем коммерческий успех альбома за счет хитов Чинна и Чепмена обратил на себя внимание жадных до денег американцев, которые вместе с Канадой в 1973 году выпустили как бы промежуточный между первым и последующим альбомом релиз под названием The Sweet Featuring "Little Willy" & "Blockbuster". Название как бы говорит само за себя: альбом вобрал в себя все хиты-синглы, сочиненные в 1972 и 1973 году, при этом обращает на себя внимание, что из 10 композиций только четыре были Чинна и Чепмена, остальные были за авторством квартета. В композициях дуэта все равно прослеживался откровенный поп-рок, хотя «Hell Raiser» и «Blockbuster» звучат весьма хардово.

Пластинку выпустил лейбл Bell Records, при этом среди всех изданий альбом был оригинально оформлен: металлизированные изображение участников группы под разным углом приобретали цвет негатива. В 1976 году штатовцы выпустили переиздание на лейбле Kory Records c другой обложкой и с сокращенным до «The Sweet» названием. Я считаю альбом первым сборником, вместе с тем как таковой в официальной дискографии он не проходит.

В 1974 году состоялся выход двух студийных альбомов – Sweet Funny Adams (апрель) и Desolation Boulevard (ноябрь).

Sweet Fanny Adams опять обошел вниманием Штаты и Канаду, зато к выпуску пластинок добавилась Япония с традиционным почтительным вниманием к покупателям (издание комплектовалось вкладкой с текстами песен на английском языке). Альбом, как и предыдущие, не раскрывался и ничем не комплектовался (кроме упомянутой Японии). Вместе с тем выявлено одно немецкое издание с дугой обложкой, но это как «один в поле воин» (каталожный номер RCA Victor – 28 337-4). Главная особенность этого альбома – переход к большей самостоятельности от авторства Чинна и Чепмена и утяжеление звука. Альбом открывает «хардовый боевик» (автор – Энди Скотт) «Set Me Free», чего явно не наблюдалось на первом альбоме.

Вместе с тем, песня Чинна и Чепмена «No You Don't» может составить достойную конкуренцию первой, она даже лучше, но, на мой взгляд, сам дуэт увидел, чего не достает команде. Правильно, зефир и «плясовуха» никак не вяжется с образом нагламуренных и разукрашенных помадой глэм-рокеров. Глэм – это лишь штаны и стразы, но музыка должна быть хардовой (!). Вроде, на том и сошлись. До кучи, коллектив убрал из названия приставку The, и продолжил деятельность просто как Sweet.

Sweet Fanny Adams долгое время, да и сегодня впрочем, у многих питерских коллекционеров-филофонистов, считался и считается одним из лучших альбомов. Мне лично нравится больше альбом 1976 года. Вместе с тем, в отличие от первого альбома, этот явно по жестче, ввиду чего и приобрел такую популярность.

Третий альбом Desolation Boulevard получился полностью хард-роковым. Впервые вышел в Европе с разворотом и со вкладкой с текстами песен, полноценно вышел в США и Канаде на лейбле Capitol Records. Американские, как и японские, издания не раскрывались, в штатовских изданиях вкладка с текстами песен также отличалась расположением текста песен. В европейских версиях содержится 9 треков, в американских – 10. В изданиях, выпущенных лейблом RCA, содержался несколько отличительный список треков от изданий, выпущенных лейблом Capitol Records. Так, композиция Чинна и Чепмена «The Six Teens» (в версии RCA) переименована в «The 6-Teens» (в версии Capitol Records), также в версии RCA композиция «Turn It Down» заменена на «Ballroom Blitz» в версии Capitol Records. При этом в версии RCA в альбом включена композиция «My Generation», сочиненная лидером группы The Who Питером Таунсендом. Наконец, композиция «Fox On The Run» в версии RCA звучит 4:49 минуты, а в у «капиталистов» - 3:24 минуты.

В следующем 1975 году коллектив решил взять отпуск от студийных репетиций, поэтому ведущий лейбл RCA выпускает своеобразный двойной альбом-компиляцию под названием Strung Up, где на первой пластинке содержатся записи концерта 21 декабря 1973 года на сцене Rainbow Theatre, Лондон, а вторая пластинка содержала композиции 1973 года выпуска, в том числе не вошедшие в номерные альбомы. Северная Америка интереса к выпуску не проявила, поэтому на Capitol Records этот сборник вышел только в Японии под названием «Anthology». Издания сборника раскрывались, греческое издание, единственное, было выполнено в черно-белом варианте (задняя сторона обложки и внутренний разворот). В 2016 году лейбл Sony Music выпустил красивое немецкое переиздание сборника на пурпурном виниле с двумя вкладками.

Италия выпустила альбом в виде двух отдельных пластинок – студийные песни, вошедшие в Strung Up (вышел в 1975 году) и отдельный концертник под названием Live In England! (вышел в 1976 году, в Нидерландах получил название Rock Concert, содержал отличительную от итальянского релиза обложку, каталожный номер RCA – NL-25250).

Передохнув и поразмыслив, музыканты решают расторгнуть отношения с Чинном и Чепменом и полностью не от кого не зависеть. В любом случае, такая позиция правильная: ты сам сочиняешь и сам зависишь от успеха своих сочинений, нежели за тебя решают чужие дядьки. Поэтому, на мой взгляд, после того как Sweet ушел от авторского дуэта, в своем развитии музыка стала интереснее, чем развитие «смоков» и Сьюзи Кватро.

Следовательно, первый независимый альбом вышел под названием Give Us A Wink (1976), с которого у меня началось знакомство с творчеством этой команды. Все издания этого альбома выполнены в весьма оригинальном виде: если потянуть находящуюся в обложке вкладку наверх, то левый глаз, первоначально закрытый, будет постепенно открываться, что видно через вырезанное окошко на лицевой стороне обложки. На задней стороне обложки также вырезаны два окошка, через которые можно наблюдать смену фотографий, вытаскиваю вкладку. Но при этом края на вырезанных областях часто рвутся при активном вытаскивании вкладки, поэтому сейчас найти «в нуле» такую обложку дело весьма проблематичное, я сам лично сменил 6 изданий, прежде чем оставил последний вариант, и все из-за этой проклятой обложки ))

Из особенностей, европейские издания содержали только 8 композиций, тогда как в американских изданиях их было 9 (добавлялась песня Энди Скотта «Lady Starlight»), и порядок композиций был изменен. Японские же издания вообще содержали 10 композиций (добавлялись песни «Fox On The Run» и «Lady Starlight») (см. к примеру, кат.номер Capitol Records – ECS-80460), а малазийское издание (на национальном лейбле Uranya Records) вышло также с 10 композициями, куда были добавлены 2 песни Чинна и Чепмена «Poppa Joe» и «Funny Funny» (кат.номер Uranya Record – URLP-311-90).

В 1977-1979 годах группа записывает последовательно три студийных альбома – пятый номерной Off the Record (апрель 1977 года), шестой номерной Level Headed (январь 1978 года) и седьмой номерной Cut Above the Rest (1979).

Альбом Off the Record разворачивался в большинстве изданий, при этом вкладки на первых изданиях были желто-коричневые, а в переизданиях – черно-белые. В штатовских изданиях альбом дополняла композиция «Stairway To The Stars», доводя количество песен до 10 вместо 9 на остальных изданиях. В японских изданиях вкладка содержала другие фотографии в отличие от остальных изданий (к примеру, кат.номер Capitol Records – ECS-80823). Изображение на развороте обложки представляет собой движение иглы по канавкам виниловой пластинки, а впереди едет специальный валик для вытирания пыли. Весьма оригинально придумано. Вместе с тем, это был последний альбом, вышедший на лейбле RCA.

Альбом Level Headed вышел уже на лейбле Polydor, тогда как Канада, США и Япония продолжили выпуск на Capitol Records. Издания в большинстве ведущих стран раскрывались, комплектовались однолистовой вкладкой, где с одной стороны был напечатан текст песен, на второй стороне изображена электрогитара, при этом эта сторона вкладки была текстурированной. Сама вкладка была, надо признать, «сопливой", впрочем как и на всех альбомах, где они встречались. Обложка и разворот в изданиях Capital Records отличались от «полидоровских»: так, у «капиталистов» внешний разворот повторял внутренний разворот с «полидоровских» изданий, а на внутреннем развороте была размещена фотография коллектива в черно-белом варианте. Рисунок внешнего (в других изданиях – внутреннего) разворота также весьма оригинален: на нем изображено увеличенное изображение звукоснимателя электрогитары. Кстати, после записи этого альбома Брайан Коннолли покинул группу для сольной карьеры, и музыканты остались втроем.

Первым альбом в составе трио стал Cut Above the Rest. Английские, японские, штатовские и канадские издания комплектовались вкладкой и отличались изображением на обложке от изданий остальных стран. Надо сказать, что несмотря на то, что с 1976 года музыка стала разнообразней, к 1979 году она опять вошла в творческий кризис, и если композиции стали не скучными, то они как минимум стали проходными. Дело в том, что первая половина 1970-х годов сопровождалось выходом сначала синглов-хитов, и только потом полноформатных альбомов, после 1976 года с хитами у команды стало сложнее, поэтому группа, по всей видимости, потеряла популярность.

Последних двух альбомов в моей коллекции нет, к сожалению, как то не удалось приобрести, тем не менее в 1980 году выходит восьмой студийный альбом Waters Edge (в США и Канаде альбом вышел с другим названием «VI», естественно, с другой обложкой и измененной последовательностью в треклисте). Издания ничем не комплектовались и не раскрывались. Последним альбомом считается вышедший в октябре 1982 года Identity Crisis, уже после фактического распада коллектива в 1981 году. Альбом на сегодня считается на виниле редкостью, так как вышел только в Германии и Мексике (на лейбле Polydor, издания не раскрывались, ничем не комплектовались). То, что альбом вышел спустя год после распада коллектива, говорит о том, что материала, накопившегося за 10 лет существования коллектива, хватило с лихвой, чтобы начать чеканить различные компиляции и концертные записи. Так часто происходит с коллективами, которые рано ушли на пенсию.

Но не так все однозначно, как кажется. Sweet к 1980 году была группой с мировым именем, поэтому экс-участники, с наиболее лидерскими качествами, создали клоны с приставкой старого названия группы. Итак, Энди Скотт с Миком Такером создали с 1985 года проект Sweet, который с 1991 года стал именоваться Andy Scott’s Sweet. Спустя продолжительное время, Стив Прист создал в 2008 году свою версию «свита» - Steve Priest's Sweet. При этом бывшие друзья как-то договорились и подели, если можно так выразиться, «сферы влияния»: Andy Scott’s Sweet стала выступать с концертами в Европе, Австралии и Азии, а Steve Priest's Sweet стала выступать в Америке. При этом, версия Энди Скотта оказалась более продуктивной, так как выпустила целый альбом с новыми композициями, который я и приобрел на виниле – «А» (1992, вышел в Германии на лейбле SPV Records, не раскрывался, комплектовался вкладкой с текстами песен). Кстати, Энди Скотт встретился в 2018 году с Доном Пауэллом, барабанщиком Slade, и Сьюзи Кватро для записи совместного альбома Quatro, Scott & Powell, о чем мы в двух словах говорили в статье про издания альбомов Сьюзи Кватро.

Но вернемся к пост-истории Sweet. Из концертных альбомов я приобрел двойной альбом Live At The Marquee. Его релиз состоялся на виниле опять же в Германии на лейбле SPV Records в 1989 году, издание раскрывалось. Среди других концертников, выходивших на виниле, можно упомянуть Live At The Rainbow 1973 (The Complete Concert) (1993, релиз на двойной виниле состоялся в 2017 году в Европе на лейбле RCA, издание раскрывалось, комплектовалось двумя вкладками), Live In Concert Denmark 1976 (2010, релиз на виниле состоялся в 2014 году в Германии на лейбле ZYX Records) и Live At The Marquee 1986 (2013 год, релиз на белом виниле состоялся в 2016 году в Англии на лейбле Let Them Eat Vinyl лимитированным тиражом, издание раскрывалось, при этом надо заметить, что хотя на обложке написано Sweet, то подразумевается обновленная формация, которую, как я сказал выше, создали Энди Скотт и Мик Такер, после 1991 года группа стала называться Andy Scott’s Sweet).

Что касается сборников, то их как за время существования группы, так и особенно после распада в 1981 году, вышло великое множество, и если рассказывать про все, понадобится отдельная статья. Я сборники группы не собирал, за исключением двойного The Collection, выпущенного пресловутым лейблом Santa Records в 1994 году, но считаю нужным отметить два сборника, на мой взгляд, представляющих ценность: это The History Of Rock (Volume Twenty), вышедший на двойном виниле в 1983 году в Англии на лейбле Orbis, в который вошли композиции Сьюзи Кватро, T.Rex, Sweet и Гэрри Глитера. Вторая сторона первой пластинки посвящена как раз Sweet. Ценность этого сборника в том, что он вобрал в себя так называемые глэм-хиты наиболее известных представителей этого направления первой половины 1970-х годов. И второй сборник – бокс-сет из 7 пластинок под названием Are You Ready? - The RCA Era, в который вошли ремастированные версии пяти номерных альбомов 1971-1977 годов и концертный альбом The Rainbow – Live In The UK 1973. Сборник вышел в 2017 году на лейбле RCA/Sony Music и комплектовался большим плакатом на 8 разворотов (кат.номер RCA – 88985357251, Sony Music – 88985357251).

Что ж, на этом все на сегодня. Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких. До скорых встреч.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.