Глава 4. Преступное начало пути рода человеческого
Итак, Бог изгнал Адама и Еву из райского сада, пустив их по миру, правда, уже не нагими, а в кожаных одеждах, которые сам им сделал, представ уже в роли первого в мире портного. Примерно наказав их, не оставил все же своими заботами. Надобность в фиговых листках вроде отпала и, наконец, свершилось то, что и должно было свершиться по благословению Бога. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина» - первенца своего. Знаменательно то, что она сказала при этом: «приобрела я человека от Господа». Адам тут вроде не при чем. Впрочем, вслед за Каином она произвела на свет брата его Авеля. Каин стал земледельцем, а Авель пастухом овец, скотоводом. Оба принесли в дар Богу плоды трудов своих: Каин – плоды земли, Авель – плоды первородные от стада своего и «от тука их». Последнее приношение, похоже, особо расположило Бога: «и призрел Господь на Авеля и на дар его», а «на Каина и на дар его не призрел», что естественно сильно огорчило человека «от сохи» и «поникло лице его. Бог попытался, если не утешить, то вразумить Каина, говоря: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Однако справедливые слова Господа не подействовали на него, и «восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его». Так свершилось первое на земле кровопролитие, если не считать таковым жертвоприношение Богу овец стада Авеля. Но последнее было угодно Богу, к тому же животных, видно, уже использовали как средство пропитания, не отсюда ли была раздобыта кожа для одежды первым людям.
В случае убийства Авеля произошло первое на земле тяжкое преступление, убийство себе подобного, братоубийство. Это было первое настоящее проклятие рода человеческого, которое висит над ним до сих пор. Проклятие не без участия Божьего. Предпочтя дар Авеля, Он вольно или невольно внес раскол между братьями. Тут Бог проявил себя больше как плотоядный Бог скотоводов, любящий животные, истекающие жиром или туком дары приношения. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?». Последовал знаменитый ответ убийцы: «не знаю; разве я сторож брату моему?». Божия отповедь Каину воистину убийственна для него: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь разделывать землю, она не станет давать своей силы для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». И в довершение этого проклятия: «сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» Наказание, достойное Бога – первого и высшего Судии на земле. Смертная казнь еще не была востребована не Богом, не людьми. Пока полагались на суд совести.
Из Библии не следует, правда, ничего, чтобы свидетельствовало о муках совести первого на земле убийцы. Это домыслит гораздо позже литература и искусство. Там же лишь сказано: «и пошел Каин от лица Господня, и поселился в земле Нод, на восток от Эдема». Там же говорится о том, что «познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох». Вполне нормальное и благопристойное существование для такого грешника, у которого невесть откуда взялась жена, видимо, она же сестра, спутница жизни, родившая ему наследника, продолжателя рода. Мало того род множится, появляется некий Ламех, у которого уже не одна, а две жены: Ада и Цилла. От них же родились скотоводы, кузнецы, музыканты. Сам же папаша – двоеженец как то выдал своим женам следующее: «жены Ламеховы! Внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро». Достойный отпрыск рода Каинова и предок всех последующих, в том числе современных убийц.