Очень часто бизнес сталкивается с проблемой низкого уровня эффективности обучения работников. Почему после прохождения обучения сотрудники не достигают поставленных целей, а их продуктивность не увеличивается? Это происходит по различным причинам. Но, что касаемо традиционных форматов обучения, они имеют свои минусы: их не обязательно проходить, способ подачи в виде лекции, неконтролируемое тестирование, на котором люди все списывают.
Если говорить об обучающих онлайн-играх, то стоят они дороже, но они имеют неоспоримое преимущество – они проводятся в дистанционном режиме и обеспечивают быстрое и эффективное обучение. Давайте разберемся подробней и сравним традиционный способ обучения с онлайн-обучением в виде игр, а так же определимся с форматом.
Для чего компании занимаются обучением сотрудников?
Обучение компаниями своих сотрудников можно разделить на два варианта:
- Адаптация «новичков». Людей, которые находятся только на начальном этапе вступления в должность, нужно обучить, объяснить им специфику работы (так как в одной сфере параметры и требования у каждого могут быть разными). Такое обучение должно быть организовано за максимально короткий период времени.
2. Повышение уровня знаний для повышения по карьерной лестнице. Если руководство компании видит в сотруднике потенциального начальника отдела, то его обучают управленческим навыкам и менеджменту. Причем для управления 5 или 100 людьми необходимы разные навыки. Поэтому владельцы компаний стараются обучить кадры всему необходимому.
И, несмотря на то, что такое обучение очень важно, по большей части компании не особо продумывают его организацию. Самая стандартная ситуация – это когда адаптация проводится за счет внутренних ресурсов: обучением занимается руководитель либо специальный сотрудник. Если компания организовывает обучение топ-менеджменту, то на тренинги и семинары приглашаются эксперты в этой области. В более крупных корпорациях предусмотрены центры для обучения.
Если же это онлайн-обучение, то информация преподносится в виде записанного курса, вебинара, который ведет спикер. Часто на корпоративный канал скидывается не одна, а сразу несколько презентаций, которые должен посмотреть сотрудник. После чего, по результатам входного и выходного тестирований, проверяется эффективность. Но, к сожалению, полученные результаты не объективны по причине того, что часто сотрудники списывают друг у друга или прибегают к помощи гугла.
Минусы стандартного обучения сотрудников
Если говорить о проблемах стандартного обучения, можно отметить его эффективность. Так как данные курсы не обязательны, это влияет на процент их проходимости.
Статика говорит о том, что только 3% слушателей досматривают бесплатные лекции до конца. Касаемо платного обучения, то его досматривают практически все, но далеко не каждый готов за это платить.
Еще одной проблемой является вовлеченность. При просмотре вебинара или лекции человек не сосредоточен на принятии и усвоении информации, у него в голове множество параллельных мыслей. А все потому, что ему не интересно слушать информацию, которая подается в одной форме. Очень сложно обозначить границы вовлеченности и усвояемости информации. А из-за низкого уровня вовлеченности и усвояемости запоминается не более 10% информации. Это означает, что в работе применяется очень низкий процент знаний.
А если сотрудник и запомнил всю информацию, то проблема отсутствия практики никуда не девается.
Что такое обучающие онлайн-игры?
Возможно, это является причиной того, что стало очень популярно применять геймификации в совершенно неигровых целях. За счет игры во много раз увеличивается процент вовлеченности. У человека появляется собственное желание потратить свое время на такое обучение. Здесь работает обычная причинно-следственная связь: для того, чтоб играть, не нужна мотивация. Поэтому процесс обучения, превращенный в игру очень эффективен.
Онлайн-игра – это некий реальный или выдуманный мир, в котором существуют свои правила и ресурсы.
Самым эффективным способом использования такой игры является то, когда сотрудник получает определенные знания и применяет их в игре, построенной на стимуляции реальной практики. Играя, человек получает удовольствие, быстрее хочет узнать, что его ждет дальше. В ней есть опция выстраивания рейтинга сотрудников, это означает, что в ней есть элемент соревнований. Причем в этом формате сотрудник может сделать ошибку, понять, как ее исправить и начать играть заново.
Иногда, обучаясь, таким образом, сотрудник может встать на место клиента и взглянуть на продукт его глазами. К примеру, что знает обычный рядовой менеджер о инвестиционных фондах? В лучшем случае, он владеет информацией. Но сам лично никогда не пользовался данным продуктом. А если он начнет играть в игру, основанную на симуляции финансовых инвестиций, то поймет изнутри, каким образом работают эти инструменты. Это позволит ему общаться с вкладчиками в фонды на одном языке.
Механика таких игр знакома любому активному пользователю обычных онлайн-игр. Однако здесь есть некоторые нюансы. Заказчик не может знать заранее о стратегии обучающей игры. Он может дать исполнителям видение того, каким должен быть результат обучения его сотрудников. А саму механику игры создает исключительно компания занимающаяся разработкой.
Какой вид обучения выбрать? Сравним его эффективность и стоимость
Чтоб оценить эффективность онлайн-игры можно прибегнуть все к тому же входному и выходному тестированию. Так же положительным результатом является удовлетворенность сотрудника от прохождения обучения. Где его не просто заставили пройти обучение, а смотивировали и заинтересовали его это сделать.
Обычно такая игра занимает минимум времени – не более 30 минут. Если курс обучения продолжительный, то он может быть разбитым на 5-10 модулей. Причем, очень удобно, что можно играть по несколько раз в один и тот же уровень, оттачивая свое мастерство и исправляя ошибки. Идеальным является микрообучение – модули по 15 минут.
Иногда заказчик хочет, чтоб такая игра была в виде приложения. Ее стоимость будет в два раза дороже. Но, это очень удобно, так как любой сотрудник может проходить обучении прямо на мобильном телефоне.
Онлайн-игра имеет один минус, это ее стоимость. Конечно, если обучать будут топ-менеджеров, то сумма сравнительно не большая. По статистике, на обучение работника такого звена компания тратит около 250 тысяч рублей. Стоимость же игры будет зависеть от ее сложности. Не сложная игра будет стоить около 1 млн. рублей, средней сложности – 2-5 млн. рублей.
Если учесть, что ежемесячно обучается сотни «новичков» , то траты на их обучение будут регулярной статьей расхода компании. Получается, что создание игры окупится достаточно быстро. В особенности, если в компании предусматривается постоянный набор персонала.
К тому же, если после прохождения такого обучения наблюдается рост продаж (даже до 2%), это говорит о том, что такой вид обучения очень эффективен. Подобный рост в работе всего за несколько месяцев окупит затраты на создание обучающей онлайн-игры. Чаще всего ожидаемый результат дохода в разы превышает затраты на разработку.