Виртуальные голосовые ассистенты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Благодаря умным помощникам наша жизнь становится проще, а выполнение повседневных дел быстрее. Итог – экономия времени, которое и так считается ценным ресурсом. Умные колонки заботятся о том, чтобы мы не забыли о важных событиях и встречах, а Алиса, к примеру, поможет найти необходимую информацию в интернете. Все это не кажется сейчас таким уж футуристичным. Но так ли удобны и безопасны эти технологии? В этой статье я хотела бы поговорить о том, что же такое голосовой ассистент? настолько ли безопасен и надежен виртуальный компаньон как нам кажется? И так ли они актуальны на данный момент?
Уверена, что каждый человек представлял себя на месте героя из фантастического фильм, который по возвращению домой обращался к виртуальному помощнику и просил его настроить свет, включить музыку, отрегулировать температуру в доме и вскипятить воду в чайнике. Сложно представить, что это стало реальным и доступным уже сейчас. А все благодаря виртуальным ассистентам, которые превратили нашу жизнь в фантастику.
Не секрет, что с каждым годом количество поисковых запросов заметно возрастает. По данным компании comScore, к 2020 году количество голосовых запросов может достигнуть 50%. А по прогнозам OC&C Strategy Consultants, к 2022 году рынок голосовых покупок может вырасти до 40 миллиардов, увеличившись в 20 раз.
Виртуальный ассистент, что это?
И так, что же все - таки такое виртуальный ассистент? Виртуальный ассистент или, как его еще называет - «голосовой помощник», представляет собой сервис, работающий на основе искусственного интеллекта. Он способен распознавать человеческую речь и выполнять определенные действия в ответ на голосовую команду. Например: предоставлять информацию о местонахождении пользователя или выдавать запросы из различных интернет ресурсов (погода, новости, курсы валют и ценных бумаг, розничные цены в магазинах и т. д.). Первые подобные системы появились ещё в 1980-х годах. Наиболее приближенным стал ассистент, установленный на самом первом смартфоне IBM Watson, выпущенный в 1994 году. Самым первым голосовым ассистентом, установленным на современный смартфон, стала Siri от Apple, доступный на iPhone, iPad, Mac, Apple Watch и Apple TV, который был выпущен 9 августа 2011 года. В октябре 2017 года компания Yandex выпустила голосового помощника Алиса. Это – второй голосовой помощник в мире после Сири, который понимает и говорит на русском языке. Кроме них, есть также Alexa, Кортана, Google Assistant, Portal и даже недавно появившаяся Маруся от Mail.ru Group. Несмотря на заметные отличия, всех их объединяет одна цель - наличие виртуального помощника, который сможет выполнить вашу просьбу.
Функционал голосовых помощников достаточно разнообразен. Как правило, они умеют:
· Вести диалоги
· Предлагать быстрые ответы на вопросы пользователя
· Вызывать такси
· Совершать звонки
· Прокладывать маршруты
· Делать заказы в интернет магазинах и т.д.
Как устроена работа голосовых ассистентов?
Голосовые помощники устроены так, что способны считывать все звуковые сигналы. Для их активации нужно произнести определенную кодовую фразу. Так, например, произнеся: «Окей, Google», можно задать свой вопрос или попросить виртуального помощника о чем либо.
«Процесс распознавания осложняется тем, что одни и те же фразы, произнесённые разными людьми в разной обстановке (например, в вагоне метро или в безлюдном парке), будут давать непохожие друг на друга сигналы. Поэтому для распознавания речи голосовой помощник делит слова на звуковые фрагменты — фонемы. Носители языка узнают именно их: например, первые гласные в словах «дом» и «домашний» мы воспринимаем одинаково, хотя звуки разные. В Алисе различают всего 48 фонем — в соответствии с подходом Ленинградской фонологической школы », - делится информацией Академия Яндекса. - Для того, чтобы распознавать фонемы, помощник работает с их числовым представлением. Так, когда вы произносите запрос, смартфон записывает его и отправляет на сервер компании, которая разрабатывала голосового помощника. Там запись разделяется на множество маленьких фреймов — фрагментов речи длиной в сотые доли секунды».
Во время голосового набора автоматическая система распознавания речи преобразовывает звуковой сигнал в текст. Это происходит в четыре этапа:
Фильтрация. Система убирает из звукового сигнала шумовой фон и помехи, возникающие при записи.
Оцифровывание. Звуковые волны преобразуются в понятный компьютеру цифровой вид. Параметры получаемого кода в том числе определяют качество записи.
Анализ. В сигнале выделяются участки, содержащие речь. Система оценивает ее параметры — к какой части речи относится слово, в какой оно форме, насколько вероятна связь между двумя словами.
Выявление шаблонов данных. Полученную информацию система включает в словарь — собирает разные варианты произношения одного и того же слова. Чтобы точнее распознавать новые запросы, ассистенты сравнивают слова в них с шаблонами.
Настолько ли популярны виртуальные ассистенты?
Несмотря на столь радужное представление о футуристичных технологиях, некоторые люди игнорируют их наличие и, как правило, скептически относятся к новым изобретениям. Все новое нас пугает и взывает явное недоверие к товару. Кто – то же просто относит себя к типу «стойких консерваторов» и не считает нужным использовать то, что бесспорно упростило бы жизнь.
Побеседовав с группой студентов и задав им одинаковые вопросы по теме, я пришла к выводу, что молодое поколение использует голосовых ассистентов лишь в качестве развлечения и совершенно не задумываются о том, какую опасность могут таить в себе наши виртуальные помощники.
Помимо этого, оказывается, люди от 30 до 50 используют голосовых ассистентов значительно чаще и по делу.
Алик, студент 4 курса НГТУ.
- Мое отношение к голосовым помощникам нейтральное. Честно, даже не думаю о них. Есть, да есть. Ну в целом иногда удобная вещь, но не необходимая. Вреда не несут, как мне кажется. Никто ими особо не пользуется даже. Думаю это будет актуально с приходом интернет вещей, когда можно будет голосом домом управлять, там телек включить, стиральную машину, свет и т. д.
Виктория, студентка 4 курса КГПУ.
- Отношусь вполне нормально. Siri лично для меня достаточно удобна и вреда не несет. Хотя я и не использую голосовых ассистентов так часто. Даже не задумывалась насчет этого всего. Настолько привыкла использовать обычный текстовый набор, что забываю про столь удобную технологию как виртуальный помощник.
Ринат, студент 3 курса НГТУ.
- Лично я голосовыми помощниками почти не пользуюсь, так как на русском языке , я считаю, они работают плохо, а я являюсь носителем именно этого языка. И по старой доброй привычке мне просто сподручнее побить по клавишам телефона. На счет вреда людям не могу точно сказать, но некоторые люди боятся искусственный интеллект , даже существует мнение , что конец света может настать именно по его вине.
Яна, студентка 4 курса НГТУ.
- Мое отношение к ним нейтральное. Сама я ими не пользуюсь, но отчим, например, постоянно их использует. Мне кажется нет. Ну я просто не представляю какой вред они могут нанести.
Какую опасность скрывают виртуальные помощники?
Алексей Парфентьев, руководитель отдела аналитики «СерчИнформ», высказал свое мнение по этому поводу: « Голосовые помощники собирают массу информации о пользователе, причем он не всегда может это контролировать. Например, Samsung публично предупреждала пользователей, что личная информация, сказанная вблизи умного телевизора или другого устройства, может быть записана и передана третьим лицам. Среди них могут быть и сотрудники, которые разбирают команды в ручном режиме. Примерно о том же предупреждает пользовательское соглашение Google и других крупных сервисов».
«Помимо инсайдерских, существуют и технические риски утечек. Почти все голосовые помощники передают запросы пользователей в виде аудиозаписей через https, а иногда и вовсе через http-протокол. Перехватить и расшифровать такой веб-трафик не сложно», - уверен А. Парфентьев.
Хотелось бы привести отрывок из знаменитого романа Джордж Оруэлл «1984», в котором он до мурашек правдоподобно описал работу телескринов, с помощью которых Большой Брат вел слежку за народом : « Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шепотом… Конечно, никто не знал, наблюдают за ним в данную минуту или нет».
И ведь действительно, мы досконально окружили себя подобиями пугающего телескрина: планшет, телефон, колонки. Возможности помощников, которые «заточены» в этих приборах, постоянно улучшаются. Пугающий факт того, что каждое твое слово записывается – личные данные, код банковской карты и т.д. Все это запросто может попасть не в те руки.
«Любое устройство, которое оснащено микрофоном и имеет выход в интернет, может использоваться для прослушки», - подчеркивает заместитель начальника отдела консалтинга Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Николай Антипов. - Тем, кто из соображений удобства все же пользуется такими помощниками, следует помнить, что всякий разговор (с ними или рядом с ними) следует расценивать как публичный».
Стоит также упомянуть то, что активное пользование голосовыми ассистентами способно стать толчком к постепенной деградации человечества. Все то, что хоть как то упрощает нам жизнь, отталкивает человека назад.
Массовое внедрение виртуальных ассистентов: то, чего не избежать.
По данным ResearchAndMarkets, мировой рынок умных виртуальных ассистентов оценивался в $1,7 млрд в 2017 году и вырастет до $9 млрд к 2023 году. Другое исследование от MarketsandMarkets оценивает один только рынок умных колонок в $2,7 млрд в 2018 году и прогнозирует его рост до $11,8 млрд к 2023. К 2027 году цифровые помощники будут поддерживать продуктивность сотрудников 24/7/365, работая в фоновом режиме на рабочем месте. Несмотря на некоторые различия в цифрах от разных аналитических агентств, можно сделать общий однозначный вывод: уже достаточно большой рынок виртуальных голосовых помощников ожидает быстрый рост в ближайшие годы. По словам Кирилла Петрова, основателя и управляющего директора Just AI, к 2022 году в мире будет более 500 млн умных колонок, а к 2025 их количество превысит миллиард.
Именно такое будущее, по мнению Кирилла Петрова, ожидает нас в ближайшие годы. Несмотря на то, что виртуальные помощники несут в себе скрытую угрозу, спрос на них, как оказалось, будет держаться на плаву еще долгое время.
Все нюансы, которые способны навредить нам, перекрываются многочисленными положительным качествами, которыми, так или иначе, обладают виртуальные помощники.
«В странах Европы, в России, в США проникновение ассистентов в домохозяйства перешагнет порог в 80%. Это значит, что голос станет наиболее привычным и естественным способом обращения к различным сервисам: мы будем беседовать со своим ассистентом, искать в интернете голосом, бронировать столик в ресторане с помощью умной колонки.
Я бы сказал, что горизонт массового внедрения виртуальных ассистентов — это еще 1 год для США (где уже сейчас умные колонки используются почти в 50% домохозяйств), еще 2 года для России (уже сейчас ежемесячная аудитория Алисы — 35 млн человек), 2—4 года для Европы и Китая» - рассказывает Кирилл Петров.