Что такое себестоимость

598 прочитали
Себестоимость (Cost of Goods) – это затраты на изготовление и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг. Дальше буду говорить о продукции, подразумевая работы и услуги тоже.

Себестоимость (Cost of Goods) – это затраты на изготовление и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг. Дальше буду говорить о продукции, подразумевая работы и услуги тоже.

Вроде простое определение, но важно понимать, что себестоимость бывает разная. Каждую из посчитанных себестоимостей анализируют для своих целей. И, если себестоимость продукции 100 руб., а выручка от продаж 150 руб., вовсе не обязательно прибыль от продаж составила 50 руб. Такой информации недостаточно – нужно уточнить о какой именно себестоимости идет речь. Для понимания дальнейшего текста критически важно знать что такое затраты и чем они отличаются от расходов. Вот пост об этом.

Производственная себестоимость – затраты на изготовление продукции. Ее нужно считать и раскладывать на составляющие, чтобы понять что можно подкрутить в производственном процессе. Уменьшить непроизводительные расходы материалов, перейти на более дешевые аналоги, организовать работу более эффективно, чтобы снизить затраты на оплату труда и т. д. Производственная себестоимость за месяц показывает во сколько обошлось производство. Но ее бесполезно сравнивать с выручкой по трем причинам:

  • мало произвести продукцию, ее надо еще продать. А до того, как она продастся, где-то хранить. И все это – дополнительные расходы, которые влияют на финансовый результат;
  • не всегда продукция, которую начали производить в этом месяце, выпущена в этом же месяце. Затраты уже есть – продукции еще нет. Такие затраты в бухучете называют незавершенным производством. И это ваш актив. Затраты еще не стали расходами, а станут только после выпуска и продажи продукции;
  • не всегда произведенная за месяц продукция продана в этом же месяце (относится только к продукции, для работ и услуг не актуально). Если продукция осталась на складе – это ваш актив. Затраты еще не стали расходами, а станут только после продажи

Себестоимость продаж (полная себестоимость) – расходы на изготовление и продажу продукции. Себестоимость продаж складывается из производственной себестоимости проданной продукции и расходов на ее продажу. Именно ее надо сравнивать с выручкой для корректного определения финансового результата. Что и происходит при формировании одной из двух главных форм бухгалтерской отчетности - Отчета о финансовых результатах.

Пример 1.
ООО «Рога и копыта»» производит тортики 🎂 За день было изготовлено и продано 3 тортика. Для их заготовления было куплено продуктов на 500 руб., еще 1000 руб. составила зарплата кондитера. Тортики продаются в Инстаграм по 1000 руб. Реклама обошлась в 2000 руб.
Производственная себестоимость 1500 руб. (500 руб. + 1000 руб.)
Себестоимость продаж 3500 руб. (1500 руб. + 2000 руб.)
Убыток от продаж 500 руб. (3000 руб. – 3500 руб.)
Если бы собственник при определении финансового результата ориентировался на производственную себестоимость, он бы решил, что владеет прибыльным бизнесом. Но это не так.

Пример 2.
Те же условия, но продано 2 тортика.
Производственная себестоимость выпуска 1500 руб.
Себестоимость продаж 3000 руб. (1000 руб. + 2000 руб.)
Убыток от продаж 1000 руб. (2000 руб. – 3000 руб.)
Еще 500 руб. – производственная себестоимость оставшегося на складе тортика. Если завтра его купят без рекламы, то он принесет прибыль в 500 руб.

Резюмирую: производственная себестоимость – это затраты. Она станет расходами, когда произведенная продукция будет продана и сформируется себестоимость продаж. Так что еще раз призываю не вычитать затраты из доходов! Сопоставлять надо сопоставимые данные.

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!