24 подписчика

Артемида: в чём обманул нас Н.А.Кун

Про древнегреческих богов писать даже как-то неудобно: рискуешь прослыть капитаном Очевидность. И в школе их изучают, и в любой мало-мальски интеллигентной семье уже несколько поколений "Мифы и легенды Древней Греции" Н. Куна обязательное детское чтение. Все с него начинают знакомство с мифологией и большинство... им же и заканчивают. Вот и про богиню Артемиду он писал.

"Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной," - чётко и ясно. А вот насколько достоверно?
Много ли в пересказе осталось от подлинных мифов?
Много ли в пересказе осталось от подлинных мифов?

Кое о чём Кун умолчал, а кое-что не стал детализировать, а что-то от себя прибавил. Оно и понятно: для детей писал, да ещё в пуританском СССР. А вот где правда, а где от неё только половина, мы сейчас и рассмотрим.

"в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы"

Артемида была одной из самых жестоких богинь. Настолько, что ей приносились человеческие жертвы. Ну, надо же было как-то с ней расплачиваться за то, что забираешь у неё жизни её подопечных - зверей? Вот и расплачивались жизнями рабов, а то и детей. Ну, не перед каждой охотой, раз в год. Потом богиня стала более милосердной, и перестала питаться человечинкой. Есть даже миф, зафиксировавший момент перехода: Артемида требует принести себе в жертву царскую дочь... но в последнюю минуту смягчается и заменяет девушку ланью.

"благословляющая и дающая счастье в браке"

Кун всё-таки погорячился. Покровительствовать семье Артемида, в общем, не собиралась. А вот, что прежде чем выйти замуж каждая девушка должна была принести богине в жертву и свои детские игрушки, и свои девичьи волосы - было правдой. Так же как и то, что мужчина, получив согласие на брак, прежде чем перевозить к себе сундуки с приданным, должен был откупиться от богини дичью и золотом. Но не оттого, что надеялся таким образом заполучить её расположение. И не оттого, что богиня могла подарить кому-нибудь счастье в браке. Подарит она счастье, щас, разбежались. Артемида, сама хранившая вечно девственность, могла очень рассердиться и на деву, лишившуюся этого сокровища, и на мужа, посмевшего похитить эту деву из-под её покровительства. В общем, молодожёнам следовало задобрить богиню. А то эта мстительная особа найдёт способ напакостить супругам: возьмёт и убьёт и жену, и ребёнка в первых же родах. А то на мужа смертельную болезнь нашлёт.

"Вечно юная, прекрасная, как ясный день"

Про древнегреческих богов писать даже как-то неудобно: рискуешь прослыть капитаном Очевидность.-2

Ну, на вкус и цвет товарищей нет. У каждого свои критерии красоты.Кто-то и такую внешность прекрасной сочтёт.

Особенно меня поразило присутствие в орнаменте одеяния богини мотива жалящих насекомых.

"Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану"

Про древнегреческих богов писать даже как-то неудобно: рискуешь прослыть капитаном Очевидность.-3

Справедливости ради заметим, что со временем Артемида стала ещё больше походить на вечно юную и прекрасную девушку. И действительно с колчаном за спиной стала расхаживать по лесам. Вот только я совсем не уверена, что охотилась Артемида на ланей и кабанов.

Во всяком случае найти картинку, на которой Артемида целится в хоть какое-нибудь животное, мне так и не удалось. Она может сидеть верхом на льве, касаться ладонью головы лани, но не похоже, что она собирается их убивать. Скорее - благословляет. Судя по всему к животным богиня относилась лучше, чем к людям.

Артемида вооружена, но в лань стрелять явно не собирается.
Артемида вооружена, но в лань стрелять явно не собирается.

"она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной"

Вы наверное и сами догадываетесь, что Селена была совершенно отдельной богиней. И сближение это стало происходить в IV-III веке до н. э. под влиянием римлян, настаивавших на том, что греческая богиня охоты Артемида и италийская богиня луны Диана - одно лицо. Да, взаимным влияние было, как это всегда и бывает. Правда и то, что к тому времени, когда римляне добрались до греческого пантеона, религия греков утратила первоначальную экзальтированность и стала более выхолощенной и более человечной.