Про древнегреческих богов писать даже как-то неудобно: рискуешь прослыть капитаном Очевидность. И в школе их изучают, и в любой мало-мальски интеллигентной семье уже несколько поколений "Мифы и легенды Древней Греции" Н. Куна обязательное детское чтение. Все с него начинают знакомство с мифологией и большинство... им же и заканчивают. Вот и про богиню Артемиду он писал.
"Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной," - чётко и ясно. А вот насколько достоверно?
Кое о чём Кун умолчал, а кое-что не стал детализировать, а что-то от себя прибавил. Оно и понятно: для детей писал, да ещё в пуританском СССР. А вот где правда, а где от неё только половина, мы сейчас и рассмотрим.
"в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы"
Артемида была одной из самых жестоких богинь. Настолько, что ей приносились человеческие жертвы. Ну, надо же было как-то с ней расплачиваться за то, что забираешь у неё жизни её подопечных - зверей? Вот и расплачивались жизнями рабов, а то и детей. Ну, не перед каждой охотой, раз в год. Потом богиня стала более милосердной, и перестала питаться человечинкой. Есть даже миф, зафиксировавший момент перехода: Артемида требует принести себе в жертву царскую дочь... но в последнюю минуту смягчается и заменяет девушку ланью.
"благословляющая и дающая счастье в браке"
Кун всё-таки погорячился. Покровительствовать семье Артемида, в общем, не собиралась. А вот, что прежде чем выйти замуж каждая девушка должна была принести богине в жертву и свои детские игрушки, и свои девичьи волосы - было правдой. Так же как и то, что мужчина, получив согласие на брак, прежде чем перевозить к себе сундуки с приданным, должен был откупиться от богини дичью и золотом. Но не оттого, что надеялся таким образом заполучить её расположение. И не оттого, что богиня могла подарить кому-нибудь счастье в браке. Подарит она счастье, щас, разбежались. Артемида, сама хранившая вечно девственность, могла очень рассердиться и на деву, лишившуюся этого сокровища, и на мужа, посмевшего похитить эту деву из-под её покровительства. В общем, молодожёнам следовало задобрить богиню. А то эта мстительная особа найдёт способ напакостить супругам: возьмёт и убьёт и жену, и ребёнка в первых же родах. А то на мужа смертельную болезнь нашлёт.
"Вечно юная, прекрасная, как ясный день"
Ну, на вкус и цвет товарищей нет. У каждого свои критерии красоты.Кто-то и такую внешность прекрасной сочтёт.
Особенно меня поразило присутствие в орнаменте одеяния богини мотива жалящих насекомых.
"Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану"
Справедливости ради заметим, что со временем Артемида стала ещё больше походить на вечно юную и прекрасную девушку. И действительно с колчаном за спиной стала расхаживать по лесам. Вот только я совсем не уверена, что охотилась Артемида на ланей и кабанов.
Во всяком случае найти картинку, на которой Артемида целится в хоть какое-нибудь животное, мне так и не удалось. Она может сидеть верхом на льве, касаться ладонью головы лани, но не похоже, что она собирается их убивать. Скорее - благословляет. Судя по всему к животным богиня относилась лучше, чем к людям.
"она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной"
Вы наверное и сами догадываетесь, что Селена была совершенно отдельной богиней. И сближение это стало происходить в IV-III веке до н. э. под влиянием римлян, настаивавших на том, что греческая богиня охоты Артемида и италийская богиня луны Диана - одно лицо. Да, взаимным влияние было, как это всегда и бывает. Правда и то, что к тому времени, когда римляне добрались до греческого пантеона, религия греков утратила первоначальную экзальтированность и стала более выхолощенной и более человечной.