Учёные, что изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии мозга. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если общая моторика тела ребёнка хорошо развита, а движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. В своих научных исследованиях М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми для развития мелкой моторики. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём предложения различных упражнений для тренировки движений пальчиков рук.
Начинать тренировку пальцев рук уже можно в возрасте 6-7 месяцев: сюда входят массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течении 2-3 минут. Очень хорошо помогают разминать ладони и пальцы рук народные потешки.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Родители демонстрируют, ребенок повторяет. Очень хорошо развивает ребенка пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев, выполнение фигурок из пальцев. Эти упражнения не только важны для развития речи, но и развивают гибкость и подвижность, подготавливая руку к рисованию и письму (графомоторные навыки). Ниже вам предложены 15 упражнений из книги В. Цвынтарного "Играем пальчиками и развиваем речь", освоение которых поможет незаметно день за днём улучшить работу пальчиков вашему ребёнку. Эти идеи выручат вас и в дороге, когда нужно занять малыша.
1. ДОМИК.
ДОМ СТОИТ С ТРУБОЙ И КРЫШЕЙ,
НА БАЛКОН ГУЛЯТЬ Я ВЫШЕЛ.
2. ОЧКИ.
БАБУШКА ОЧКИ НАДЕЛА,
И ВНУЧОНКА РАЗГЛЯДЕЛА.
3. ФЛАЖОК.
Я В РУКЕ ФЛАЖОК ДЕРЖУ,
И РЕБЯТАМ ИМ МАШУ.
4. ЛОДКА.
ЛОДОЧКА ПЛЫВЁТ ПО РЕЧКЕ,
ОСТАВЛЯЯ НА ВОДЕ КОЛЕЧКИ.
5. ПАРОХОД.
ЛОДОЧКА ПЛЫВЁТ ПО РЕЧКЕ,
И ПЫХТИТ ОН,СЛОВНО ПЕЧКА.
6. СТУЛ.
НОЖКИ, СПИНКА И СИДЕНЬЕ -
ВОТ ВАМ СТУЛ НА УДИВЛЕНЬЕ.
7. СТОЛ.
У СТОЛА ЧЕТЫРЕ НОЖКИ,
СВЕРХУ КРЫШКА, КАК ЛАДОШКА.
8. ЦЕПОЧКА.
ПАЛЬЧИКИ ПЕРЕБИРАЕМ,
И ЦЕПОЧКУ ПОЛУЧАЕМ.
9. СКВОРЕЧНИК.
СКВОРЕЦ В СКВОРЕЧНИКЕ ЖИВЁТ,
И ПЕСНЮ ЗВОНКУЮ ПОЁТ.
9. ШАРИК.
НАДУВАЕМ БЫСТРО ШАРИК,
ОН СТАНОВИТСЯ БОЛЬШОЙ.
ВДРУГ ШАР ЛОПНУЛ,
ВОЗДУХ ВЫШЕЛ -
СТАЛ ОН ТОНКИЙ И ХУДОЙ.
10. ЁЛКА.
ЁЛКА БЫСТРО ПОЛУЧАЕТСЯ,
ЕСЛИ ПАЛЬЧИКИ СЦЕПЛЯЮТСЯ.
ЛОКОТКИ ТЫ ПОДНИМИ,
ПАЛЬЧИКИ ТЫ РАЗВЕДИ.
11. КОРЗИНКА.
В ЛЕС КОРЗИНКУ Я БЕРУ,
И ГРИБЫ В НЕЁ КЛАДУ.
12. КОЛОКОЛЬЧИК.
КОЛОКОЛЬЧИК ВСЁ ЗВЕНИТ,
ЯЗЫЧКОМ ОН ШЕВЕЛИТ.
13. СОБАКА.
У СОБАКИ ОСТРЫЙ НОСИК,
ЕСТЬ И ШЕЙКА, ЕСТЬ И ХВОСТИК.
13. КОШКА.
А У КОШКИ УШКИ НА МАКУШКЕ,
ЧТОБЫ ЛУЧШЕ СЛЫШАТЬ
МЫШЬ В ЕЁ НОРУШКЕ.
14. МЫШКА.
СЕРЕНЬКИЙ КОМОК СИДИТ,
И БУМАЖКОЙ ВСЁ ШУРШИТ.
15. ЗАЙКА И УШКИ.
УШКИ ДЛИННЫЕ У ЗАЙКИ,
ИЗ КУСТОВ ОНИ ТОРЧАТ.
ОН И ПРЫГАЕТ И СКАЧЕТ,
ВЕСЕЛИТ СВОИХ ЗАЙЧАТ.
Желаю РАДОСТИ в игре!