116K подписчиков

Евреи в армии Римской империи

1K прочитали

Несмотря на все принудительные переселения, обычные для древнего мира, к моменту прихода в Восточное Средиземноморье римлян, большая часть еврейского народа вернулась на историческую родину и восстановила Израильское царство. На рубеже тысячелетий им правил тот самый библейский царь Ирод, признававший верховную власть императора Октавиана. Но после его смерти страна была окончательно превращена в римскую провинцию.

Несмотря на все принудительные переселения, обычные для древнего мира, к моменту прихода в Восточное Средиземноморье римлян, большая часть еврейского народа вернулась на историческую родину и...

Мирно эта земля не жила никогда: местные вовсю буянили уже при Христе, а в 66-м году подняли масштабное восстание, которое закончилось разрушением Иерусалимского храма и обращением в рабство большей части жителей города.

Несмотря на суровые репрессии, движуха в Палестине продолжалась еще много лет, и в конце концов император Адриан запретил евреям жить в Земле обетованной, после чего они расселились по всему Средиземноморью.

Тем не менее, они все еще оставались если не гражданами, то подданными Римской империи и в таком качестве могли попасть на военную службу. Но зачем народу, который немало натерпелся от государства поступать в его армию? Сейчас я постараюсь ответить на этот вопрос.

Несмотря на все принудительные переселения, обычные для древнего мира, к моменту прихода в Восточное Средиземноморье римлян, большая часть еврейского народа вернулась на историческую родину и...-2

Древнему Израилю за свою долгую историю пришлось вести множество войн, и даже несмотря на полное преимущество противника, его жители никогда не сдавались без боя. Соответственно, они считались вполне неплохими вояками и активно задействовались в армиях эллинистических государств, от Селевкидов до Египта.

После падения этих держав, часть их военных контингентов перешли по наследству к римлянам, которые, правда, не особо активно их использовали из-за религиозных причуд этого народа. Например, в военном деле вызывали немалые сложности особая еврейская диета и отказ воинов сражаться да и просто маршировать в субботу. Тем не менее, из еврейской среды вышло некоторое количество римских полководцев разной степени известности.

Несмотря на все принудительные переселения, обычные для древнего мира, к моменту прихода в Восточное Средиземноморье римлян, большая часть еврейского народа вернулась на историческую родину и...-3

Например, Тиберий Юлий Александр, выходец из египетской диаспоры, успешно воевал с Парфией и подавлял первое, самое мощное иудейское восстание. Его соплеменник Иосиф Флавий, сражавшийся на противоположной стороне, а затем помилованный и ставший историком, назвал Александра за это предателем.

Задолго до него Квинт Цецилий Нигер, служивший квестором на Сицилии, стал мишенью шуток самого Цицерона, который удивлялся, какое дело еврею до свинины, намекая на дружбу Нигера с наместником этого острова, которого злые языки прозвали боровом.

Гай Юлий Александр, давно оромеившийся праправнук Ирода, при императоре Траяне был консулом, а его совсем романизированное потомство входило в состав имперской аристократии и служило в армии на различных должностях. К примеру, происходивший из его рода Гай Овидий Кассий в 165-165-х годах взял штурмом обе парфянские столицы, Ктесифон и Селевкию. А Марк Фульвий Руф Иотапиан даже претендовал на власть над восточными провинциями, объявив себя в 244-м году императором.

Несмотря на все принудительные переселения, обычные для древнего мира, к моменту прихода в Восточное Средиземноморье римлян, большая часть еврейского народа вернулась на историческую родину и...-4

Правда, по мере укрепления христианства, по понятным причинам, евреи постепенно отстранялись от политической и военной деятельности, за исключением тех, кто принял крещение. А в начале 5-о века вообще последовал законодательный запрет на занятие ими всяческих должностей.

Такая любопытная мера была предпринята, несмотря на усилившийся дефицит призывников и растущую варваризацию армии, а значит, говорит о существенном изменении отношения римлян к представителям этого народа.