Часто ли вы сталкиваетесь с боязнью сцены? Думаю, практически каждый молодой музыкант сталкивался с этим некомфортным ощущением. Не приятным волнением, не предконцертным трепетом, нет. А с состоянием, когда организм – отлаженный и работающий как часы – вдруг дает сбой. Что-то происходит, и забывается музыкальный текст, сбивается дыхание и подводит тело: дрожат руки, учащается сердечный ритм. А часто ли вы задумывались о причинах такого состояния? Задавали ли себе вопрос, всегда ли так будет и как с этим справиться? Что же, надо сказать, что волнение будет с вами всегда.
Даже Давид Ойстрах переживал состояние предконцертного волнения, и говорил, что «каждая крыса в Большом зале консерватории знает не только как я сыграл, но и как я должен был сыграть». Но вы же понимаете, как велика разница между волнением и неконтролируемым страхом? Безусловно. И самой главной задачей для студента и его педагога является найти истинные причины этого страха, докопаться до сути. Причем, относиться к этому процессу как к археологическим изысканиям, как к работе врача, который лечит не симптоматику, а человека. Каковы же основные причины страха перед сценой? Их много. От невыученного текста исполняемого произведения до неумения принимать критику (и критиковать самому); от невладения собственным телом и незнания его механики до недостаточного понимания основ физики-акустики; от слишком малого количества выступлений до неудобной концертной одежды. Как с этим справляться? Нет, ваш педагог не волшебник, который может взмахнуть волшебной палочкой и вызвать патронуса, который будет чудесным образом охранять вас на сцене. Но вместе вы можете сделать чудо. Самое настоящее. Когда минус изменится на плюс, тело станет ловким и мышцы послушными, а каждый выход на сцену будет не стрессом, а ожидаемым и радостным событием.
Это выступление моей студентки Высшей школы музыки им.А.Г.Шнитке РГСУ, Любови Ширшиковой. Девочки, которая прошла очень большой путь, и которой я очень горжусь.