228,7K подписчиков

В чём гениальность «Над городом» Шагала?

30K прочитали

Герои картины Шагала Марк и Белла пролетают над Витебском – родным городом художника.

«Над городом» Марка Шагала, 1918 год. Источник: wikipedia.com
«Над городом» Марка Шагала, 1918 год. Источник: wikipedia.com


Сюжет

Марк и Белла летят над Витебском. Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).

Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Марк и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстраненность.

Витебск здесь — такой же полноправный участник сюжета, как и Марк с Беллой, как и коза с мужиком. В зависимости от трактовки полета, образ города также приобретает разные грани.

Витебск в первой четверти XX века. Источник: wikipedia.com
Витебск в первой четверти XX века. Источник: wikipedia.com

О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезет, находят.


Контекст

Марк Шагал был художником-однолюбом. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекрасной дамой — Бертой (Беллой) Розенфельд.

Шагал пишет Беллу. Источник: m-chagall.ru
Шагал пишет Беллу. Источник: m-chagall.ru

Познакомились они в 1909 году. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.

Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв помог взлететь героям не только этой картины художника, но и других, например, «Прогулка».

«Прогулка», Марк Шагал, 1918 год. Источник: wikipedia.com
«Прогулка», Марк Шагал, 1918 год. Источник: wikipedia.com


Судьба художника

Марк Шагал прожил почти 100 лет. Своим творчеством он смог добиться такого признания и авторитета, что в конце 1970-х в Лувре была устроена выставка работ художника, приуроченная к его 90-летию. Чтобы вы понимали всю торжественность момента, Лувр никогда до этого не выставлял работы при жизни автора.

А начинался путь Шагала с 27 рублей, которые отец бросил ему под стол и сказал, что больше на образование дать не может.

На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Уже в это время проявился почерк Шагала, который в последующих работах и обеспечил ему известность и узнаваемость.

«Еврейская свадьба», Марк Шагал, 1910 год. Источник: wikipedia.com
«Еврейская свадьба», Марк Шагал, 1910 год. Источник: wikipedia.com

В начале 1920-х он окончательно простился с Россией. После эмиграции Шагал был крайне успешен. Так называемый отрыв от почвы не помешал ему не только найти новые жанры для выражения идейных замыслов, но и заработать приличное состояние, а также сменить несколько жен после смерти незабвенной Беллы.

Считается, что Франция и Россия оспаривают, чей Шагал художник — русский или французский. Если пойти грубо математически, то в пользу Франции говорит тот факт, что Шагал был ее гражданином 62 года (из 97-ми прожитых).

Подробнее