19 подписчиков

История саратовского футбола. Часть 2

«Один из лучших хирургов города... был доцентом, а затем за- ведующим кафедрой общей хирургии медицинского института... Широкая эрудиция, гуманное отношение к больным и блестящая оперативная техника Николая Васильевича спасли жизнь многим советским людям и возвратили в строй тысячи защитников Роди- ны. Правительство высоко оценило его труд, наградив его орде- нами Ленина, Боевого Красного Знамени, Красной Звезды».

«Один из лучших хирургов города... был доцентом, а затем за- ведующим кафедрой общей хирургии медицинского института...

Это запись из Книги почётных граждан Саратова, посвящённая Николаю Васильевичу Герасимову. Заговорили об известном хи- рурге потому, что он один из героев снимка — крайний справа во 2-м ряду. С медалью и шевелюрой. (На снимке в Книге почёта о

шевелюре и памяти нет — прошло полвека.)

— Отец с молодых лет был активным спортсменом, — расска-

14 зывал Андрей Герасимов, доктор медицинских наук. — В 17-м ему было уже 20 лет, учился на медфаке университета. В футбол иг- рал до конца 20-х годов, пока не получил травму. В дальнейшем любимыми формами отдыха для него были туризм и охота.

От Андрея Николаевича Герасимова получили сведения о дру- гом герое старого фото — Борисе Елшине. На снимке есть его автограф. Но где стоял он сам, неизвестно. Может быть, как и по- ложено капитану команды, он в центре, 2-й во 2-м ряду? Его жизнь впоследствии была связана с Ленинградом. В годы блока- ды был директором завода.

Про тот период вспоминал Борис Анатольевич один эпизод, который мог стоить ему жизни. Вопреки указанию наркомата, он оставил на заводе несколько тонн столярного клея, из которого по технологии самого Елшина готовили похлёбку для рабочих.

По крайней мере, смертность среди рабочих на заводе у Ел- шина была намного меньше, чем на других предприятиях. Борис Анатольевич гордился, что спас людей, хотя риск для него был... В 1982 он побывал в городе юности, приезжал прощаться (хо-

тя умер спустя семь лет на 90-м году жизни). Зашёл с этой фо- тографией в спорткомитет, но там, по его словам, его встретили равнодушно.

2-й справа в верхнем ряду — Николай Константинович Черны- шевский. Он уже тогда был ветераном. Через три года он возгла- вил губернский спортивный союз. О его соседе (слева, в самой се- редине верхнего ряда) Николае Емельянове ничего неизвестно. А он автор самого первого гола в самом первом чемпионате РСФСР 1922 года, в котором участвовали команды регионов. Слева от Еме- льянова стоит Барулин, ещё левее Тиванов. Оставил свой автограф на снимке П. Острецов. Ещё две подписи трудно разобрать. Кто ос- тальные? Кем они стали? Как сложилась их судьба, когда спустя три с небольшим недели наступили «10 дней, которые потрясли мир»? Не оказались ли они по разные стороны баррикад?

«Один из лучших хирургов города... был доцентом, а затем за- ведующим кафедрой общей хирургии медицинского института...-2

Футбол в 20–30-е годы. Общее и Частное

Первые годы после революции были нелёгкими. Май 1918- го — восстание в Саратове, позднёе в Ртищеве, Сердобске. В 1921-м Поволжье поразила сильнейшая засуха, унесшая многие тысячи человеческих жизней. Спорт и, в частности, футбол не имели большой массовости. Организационные формы спорта не изменились — прежние дореволюционные клубы с членскими взносами участников — «Гигант», «Сокол», Яхт-клуб и др. Но вско- ре наблюдается бурный рост новых команд.

Не хватает спортивного инвентаря. Вот что пишет Г. Липин в книге «Страницы из истории спорта в Саратове и Саратовской об- ласти»:

«Недостаток спортивного инвентаря, особенно обуви, был нас- только острым, что в футбол нередко играли босиком или в лап- тях. В этом отношении заслуживает внимания записка в губерн- ский всеобуч председателя Саратовского губернского спортсоюза Н. Судакова, составленная им осенью 1919 г.: «Инспектор по спор- ту Вольского отделения Карманов на просьбу выдать для футбо- листов сапоги наложил резолюцию о выдаче 32 пар лаптей».

Наблюдались и такие картины. При футбольных встречах часто

из-за недостатка футбольных бутц правые нападающие одевали правую бутцу, а левые — левую».

Из нескольких рассказов ветеранов известно о другой любо- 15

пытной детали — после игры штанги футбольных ворот относили домой к одному из игроков.

Многие черты, а также тенденции развития саратовского фут- бола — общие для советского футбола того времени.

Наши игроки были многосторонними спортсменами. Занима- лись легкой атлетикой, баскетболом. Зимой многие играли в рус- ский хоккей. Распространенным явлением были спортивные ди- настии. В командах играли по 2–3 брата.

Дважды менялись формы спортивного движения. В 1923– 1924-м возникают спортивные кружки на фабриках и заводах. «Пи- щевики» объединяют табачников, мукомолов и т. п., «Совторгслу- жащие» — работников торговых организаций.

Базируются команды при рабочих клубах. Строители имели свой клуб в Мирном переулке, пищевики — на углу улиц Вольской и Чернышевского. У железнодорожников было три рабочих клуба: КОР (клуб Октябрьской революции) у железнодорожного вокзала, клуб Ильича — у филармонии, а также Дом труда (ныне клуб им. К. Либкнехта).

В 1935–1936-м образовываются добровольно-спортивные об- щества «Спартак», «Локомотив» и др. Примета того времени, где просто любопытная, где горькая, — классовый подход ко многим сторонам жизни, в том числе к спорту.

В начале 30-х особое значение придается рабочей прослойке в командах, наличию в них ударников. В краевой спартакиаде 1931-го футбольную команду Республики немцев Поволжья рас- формировали и аннулировали ее победу над Астраханью лишь по- тому, что немецкая команда... состояла в основном из служащих. Не обошли спортсменов и трагические события того време-

ни. Был репрессирован сильный футболист Ян Сердуковский, по- ляк по национальности. Такова же участь писавшего футбольные отчеты Иосифа Кассиля, брата известного писателя Льва Касси- ля. Появление в нашем городе вратаря Гюббинета также связа- но с репрессиями, с высылкой из Ленинграда после убийства С. Кирова представителей дворянских фамилий. Были у саратов- ского футбола свои особенности. Любопытно, как состав учас- тников различных городских соревнований отражает промышлен- ное и культурное развитие Саратова, превращение купеческого уклада экономики в индустриальный. В 20-е на городской арене играли пищевики, торговые служащие, деревообработчики, стро- ители, железнодорожники, а от промышленных предприятий — практически одни лишь металлисты завода им. Ленина. В нача- ле 30-х заявили о себе команды СЗК (комбайнового завода),

«Трактор-детали» (ныне завод «Серп и молот»), «Универсалии» (ныне агрегатный завод), а также САДИ (автодорожного институ- та), в середине 30-х — СЗЩА (завода щелочных аккумуляторов), крекинга (ОАО НПЗ), восьмирамного (ныне деревообрабатываю- щий ПО «Волга»), а перед войной «шарикоподшипника».