Всю сознательную жизнь считала себя человеком образованным и грамотным, но после случившегося – засомневалась.
История моя, как показал поиск в сети, далеко не единственная, да и схема разводки оригинальностью не отличается. Надеюсь, что мой опыт поможет кому-то сохранить свои деньги и нервы. Попытаюсь сформировать диалог максимально точно, чтобы у вас сформировалась полная картина события.
Время – около трёх дня, звонок с номера с кодом 495, мужской голос:
- Здравствуйте, Лика Андреевна?
- Я вас слушаю.
- Вас беспокоит служба безопасности Банка … (#обойдемсябезрекламы) меня зовут Святослав, я специалист (какой-то там). На Ваше имя оформлена карта, последние цифры 3326 (почему я это запомнила?). Она уже 3 недели находится в центральном отделении банка города Самара, когда вы её заберете?
- Я не заказывала вторую карту, и в Самаре, насколько я помню, никогда не была.
- Вы уверены? Дело в том, что ваша новая карта сегодня подключена к сервису онлайн-переводов и на неё совершаются попытки перевода денежных средств с карты… (и тут я слышу последние четыре цифры моей карты)
- Я НЕ заказывала вторую карту, у меня есть только ОДНА. Благодарю за информацию, карту заблокирую.
- Лика Андреевна, в данной ситуации не всё так просто. Дело в том, что обе карты выпущены на Ваше имя и транзакции подтверждены контрольным словом, так что в случае блокировки карты мы вынуждены будем завершить транзакции. Сейчас ситуация в следующем: деньги уже списаны с Вашей, но еще не зачислены на другую карту. Наша служба безопасности успела приостановить перевод, для проверки правомерности, но по истечению часа с момента последней подтверждённой транзакции все денежные средства, участвующие в операции, будут автоматически зачислены на карту 3326, если не будет запроса на отмену. И ещё: мы не могли до Вас дозвониться 50 минут, на разговор сейчас ушло еще 3 и осталось у нас 7 минут до того, как автоматическая система завершит операции по переводу.
Единственная карта, на ней – не маленькая, для меня, сумма, на носу оплата ипотеки… Вот тут-то я и запаниковала…
- Я не подключала никаких карт и новых сервисов! Что происходит?! Отмените всё!
- Лика Андреевна, не волнуйтесь, мне от вас нужно только подтверждения контрольного слова, чтобы инициировать процедуру отмены транзакций. Начинаем?
- Конечно!
Я в панике и почти без мыслей. На нервах называю контрольное слово, дальше слышу:
- Сейчас я Вас переведу на систему автоматического сбора данных, ответьте, пожалуйста на вопросы, после этого откроется доступ к отмене операций, и мы с Вами снова свяжемся.
Перевели на робота, который спросил ФИО, дату рождения, ещё раз контрольное слово, номер карты, цифры с оборота и номер телефона.
Потом снова меня «связали» со Святославом, который заверил, что процедура отмены инициирована, осталось самое важное: вернуть, наконец, мои «подвисшие», между двух карт, деньги.
- Лика Андреевна, перевожу Вас на старшего специалиста, для дальнейших действий у меня недостаточно полномочий.
Я подскакиваю на новый виток паники: что там за процедура, к которой имеет доступ только старший специалист службы безопасности?! Мои размышления прерывает мужской бас.
- Лика Андреевна, меня зовут Сергей, я бла-бла-бла. Назовите, пожалуйста, сумму остатка на счёте.
- Зачем вам эта информация?
- Мы не сможем отменить транзакции, мы можем только переадресовать Ваши средства в электронную страховую ячейку в нашем банке. Сумма остатка необходима для оформления гарантированной страховки на случай невозможности завершения операций.
…паникую…психую…называю…
- Сейчас Вам будут приходить смс с кодами на подтверждение перевода, называйте мне, поочередно, сумму перевода и код, таким образом Ваши средства будут направлены в гарантную страховую ячейку, после того, как все транзакции будут перенаправлены – мы сможем вернуть обратно Вам на карту все средства, участвовавшие в операции.
…приходит смс…
- Сумма – 3000, код – 8318
И тут я замечаю, что мой телефон пропищал – 3% заряда, а это означает – меньше минуты(!) Я быстро объясняю ситуацию, Сергей успокаивает, говорит, что свяжутся со мной через 20 минут. Я ставлю телефон на зарядку, выдыхаю, начинаю думать.
Да *ля!!! Какого чёрта?!
Развели, как младенца, грамотно сыграли...
Быстро связываюсь с банком, рассказываю ситуацию, как вернуть мои 3000 не спрашиваю, не до этого, со скоростью ветра мчусь в банкомат (он этажом ниже), снимаю всё, что есть, параллельно общаюсь с банком, блокирую карту.
Через 20 минут, как по часам, звонок из «службы безопасности». Рассказываю, что успела снять деньги с карты и жду возврата своих трёх тысяч. Бросили трубку. Обиделись.
Пробовала перезвонить – абонент не абонент. Мошенники попались чувствительные.
Благодарю тебя, мой слабый на батарею телефон, за то, что спас мою зарплату!
История поучительная и, постфактум, даже немного смешная. Простые истины, о которых, кажется, знает даже ребёнок, быстро забываются в стрессовой ситуации
- не называть коды из смс, цифры с оборота, контрольное слово,
- связываться с банком только по официальному телефону, по короткому номеру или напрямую в чате приложения.
И тем не менее даже я сама могла бы распознать мошенников уже на первом этапе – по номеру телефона. Но не распознала.
Что касается денег - как сказал мне знакомый юрист, вернуть их ох как непросто. В моей ситуации я, по сути, сама добровольно подтвердила перевод, а вот полных данных конечного пункта, куда я деньги отправила, у меня нет, откуда возвращать – неясно, с кем я общалась – непонятно, номер не мобильный, общедоступный, без выявления личностей самих преступников шансов почти ноль. Это расстраивает. Но!
«Подарить» я успела всего 3 000, это радует.
В общем – три ноль в пользу здравого смысла. Берегите себя, свои нервы и деньги, и учитесь на чужих ошибках.
Я рада, что Вы дочитали, ставьте лайк, и подписывайтесь, что бы не пропустить очередную историю. А пока почитайте о том, Как мои данные продали и повесили на меня долг и Почему опасно самоизолироваться