Вся западная философия, писал британский математик и философ Альфред Норт Уайтхед, - это «серия сносок к Платону». Гениальный греческий философ, который начинал как молодой преданный Сократа, заложил основу для более чем двух тысячелетий философской мысли. «Диалоги» Платона, включая «Республику», требуются для прочтения для каждого серьезного студента философии, и его Академия в Афинах задает модель для современного университета.
Итак, кто был этот человек?
Платон Коллитский родился около 428 г. до н. Э. в последние дни золотого века в Афинах. Он встретил Сократа в молодости и был близким последователем провокационного уличного философа, который путал политиков и проституток с его неослабевающими вопросами, теперь известными как метод Сократа.
Платону было около 20 лет, когда Афины проиграли гибельную Пелопоннесскую войну сопернику Спарты (он недолго служил в ней). Рассмотрев карьеру в политике, Платон разочаровался в коррумпированных лидерах и трагической казни Сократа, его героя и наставника. Платон пришел к убеждению, что только «правильная философия» может положить конец человеческим страданиям и обеспечить справедливость.
Платон направил свои силы на образование, учился у пифагорейских математиков и путешествовал по Сицилии, Италии и Египту. В свои 30 лет он вернулся в Афины и основал свою академию в роще под открытым небом. Открытый для мужчин и женщин, он привлек лучших и самых ярких людей из грекоязычного мира - в том числе молодого Аристотеля - для изучения математики и естественной философии.
Платон никогда не был женат и не имел детей. Он умер в начале 80-х, но живет в своей увлекательной прозе и наводящих на размышления вопросах, записанных в 30 оживленных и сложных диалогах.
Что внутри диалогов?
Чтение одного из диалогов Платона похоже на подслушивание увлекательной и бессвязной беседы. Диалоги построены как интеллектуальные драмы с Сократом, часто играющим главного героя. В них Сократ дразнят и дразнит ответы своих собратьев-афинян, открывая неуловимость простых истин.
Ранние диалоги Платона в большой степени обязаны Сократу, который не оставил своих собственных писаний, но собственные идеи Платона появляются в средних и более поздних работах. Как и Сократ, Платон не избивает читателя своей философией, а предпочитает косвенный подход, который заставляет читателя делать свои собственные выводы.
«В своих диалогах Платон не говорит:« Вот ответы и вот причины - примите их от моего имени », - говорит Эрик Браун, профессор философии в Вашингтонском университете в Сент-Луисе. «Платон хочет вдохновить людей сделать философию и обдумать это для себя. Диалоги делают это. Они оставляют много открытых вопросов. Они не решают все. Я думаю, что это одна из причин, почему Платон нашел так много читателей. на протяжении веков. Он оставляет много работы для читателя, что, возможно, мы находим вдохновляющим ".
Если сказать, что у Платона есть центральная доктрина, то это понятие «форм», идея о том, что мир, который мы воспринимаем нашими физическими чувствами, ошибочен, но существует также отдельный мир совершенных, вечных форм, выходящих за рамки нашего восприятия. Эти совершенные формы являются абстрактными идеалами, такими как красота, равенство, добро, бытие и знание.
Эта основная философия называется платонизмом, а философы, которые приписывают ей тысячелетия, известны как платонисты.
«Платонизм - это идея о том, что существуют истины, причины или принципы, которые являются абстрактными, недоступными для чувственного восприятия, но только для размышлений», - говорит Браун. «И что, когда мы получаем доступ к ним, мы в лучшем положении, чтобы понять, как мир, и в лучшем положении, чтобы жить хорошей жизнью».
"Симпозиум" и "Республика"
Есть так много отличных диалогов, включая «Симпозиум» и «Федо». «Симпозиум» обсуждает любовь, включая «платоническую любовь» (термин, которым Платон никогда не пользовался, кстати), который гораздо более нюансен, чем просто несексуальные отношения. Платон проводит различие между Божественным Эросом и Вульгарным Эросом. Божественный Эрос - это любовь, которая выходит за пределы физического влечения (Вульгарного Эроса) к Высшей Красоте или заставляет задуматься о духовных вещах. Тем временем «Федон» исследовал природу души. Однако самым читаемым из произведений Платона, несомненно, является «Республика».
«Он охватывает так много земли», говорит Браун. «Вы понимаете, что Платон немного думает о политике, немного о душе, о том, что значит жить хорошей жизнью, что значит понимать мир. Как это преподавать и что такое обучение на самом деле».
В «Республике» Платон выдвигает ряд смелых предложений, в том числе утверждение, что идеальным городом будет править класс добродетельных королей-философов-мужчин и женщин. Браун считает, что Платон явно пытается нажать на философские кнопки своих читателей.
«Республика» была написана просто провокационно, - говорит Браун. Идея о том, что ни один город не управляется хорошо, если им не управляет философ, - это безумие ».
Аллегория пещеры
Один из самых ярких и устойчивых отрывков в «Республике» - это расширенная аллегория Сократа о пещере. В аллегории группа пленников прикована цепью к темной пещере, освещенной лишь слабым камином. Их единственное знание внешнего мира - тени, которые играют на стенах пещеры и искаженные фрагменты разговора.
Один из пленников удается убежать и обнаруживает, что за пределами пещеры существует целая реальность. Яркость солнца обжигает его глаза, но боль стоит знать правду. Когда он возвращается в пещеру и предлагает освободить своих пленников, они высмеивают его интерпретации своих любимых теней и решают убить его.
Здесь снова Платон возвращается к своему представлению об истине, существующему за пределами нашего ограниченного восприятия. Браун считает, что пещерная аллегория конкретно говорит об истинной природе и функции образования.
«Настоящее образование не наполняется информацией. Это трансформация вашей души, переориентация ваших ценностей», - говорит Браун. «Для Платона, когда ты перестаешь воспринимать мир таким, каким он тебе кажется, и когда ты перестаешь верить мнению других людей о том, что ценно, и ты начинаешь искать то, что находится за пределами этих простых явлений, именно тогда ты получаешь образование».
Наследие Платона
Браун преподает Платона каждый семестр в Вашингтонском университете и говорит, что студенты продолжают открывать свои умы диалогами Платона, которые заставляют читателей задуматься над некоторыми из самых важных вопросов - как знать и как жить.
«Он задает вопросы, которые все еще стоит задать», - говорит Браун. «И он спрашивает их в увлекательной и провокационной форме, что это по-прежнему одно из лучших литературных представлений о том, как заниматься философией или заниматься философией. По этим двум причинам он всегда будет иметь значение».