Найти тему
КиноНытик

Кино Перестройки: первый коммерческий фильм и актуальный Рязанов

Кино – это зеркало времени, в которое оно снято. Один из самых интересных периодов для отечественного кинематографа - вторая половина 1980-х годов. В это время в киноискусство постепенно проникает термин гласность – многие режиссеры начинают экспериментировать.

Каждый режиссер уловил дух нового времени по-своему: одни продолжили создавать шедевры, другие скатились в дешевый китч. Но то, что Перестройка нашла яркое отражение в кино – очевидно.

К концу 80-х годов в кинематограф проникает коммерческие деньги. В 90-е и «нулевые» режиссер Анатолий Эйрамджан снял много комедий довольно низкого качества. Но есть в его послужном списке две хороших комедии – «За прекрасных дам!» и «Ультиматум», снятые с разницей в десять лет.

Прекрасный актерский дуэт Абдулова и Панкратова-Черного
Прекрасный актерский дуэт Абдулова и Панкратова-Черного

«За прекрасных дам!» - это первый советский фильм, снятый на частные средства кооператива «Фора-фильм». Заработанные на этом фильме деньги творческая группа и инвестор направили на съемки другого фильма – документальной ленты «Александр Галич. Изгнание».

Фильм «За прекрасных дам!» похож на экранизацию театральной пьесы – единство пространства и времени, отличный актерский ансамбль – Александр Абдулов, Александр Панкратов-Черный, Ирина Шмелева, Елена Цыплакова, Ирина Розанова, Маргарита Сергеечева и Сергей Степанченко.

Сюжет прост и в то же время сложен: двое незадачливых грабителей намерены обчистить дамскую компанию, организовавшую небольшой домашний банкет. Здесь собрались представители разных профессий с разными судьбами и собственным отношением к жизни. Хороший срез общества позднесоветского периода.

Этот фильм достоин того, чтобы его периодически пересматривать.

Фильм напоминает экранизацию современной пьесы. Отличая комедия!
Фильм напоминает экранизацию современной пьесы. Отличая комедия!

А вот Эльдар Рязанов воспользовался гласностью довольно своеобразно – он обыграл вседозволенность в искусстве в своем фильме «Забытая мелодия для флейты» - многослойном киношедевре, поднимающем острые социальные и личностные вопросы.

Заметьте, это один из первых фильмов в СССР, где автор обратился к личности обычного человека, у которого есть свои пороки, душа. Казалось бы – успешный чиновник в исполнении Леонида Филатова, когда-то женившийся по расчету и сделавший неплохую карьеру.

Однажды он едва не умер от приступа, после чего произошло «пробуждение» и герой фильма впервые влюбился по-настоящему. На фоне этой живой истории показана сущность советской бюрократии, ее чванливости, бесполезности и беспомощности. Этот формализм, пороки общества и даже новое свободное искусство меркнут в сравнении с историей искренней любви – забытой мелодии, от которой просыпается в человеке все настоящее, заложенное в нем. Но сможет ли этот живой росток, удобренный бытом и привычкой цепляться за радости жизни, пробиться и выжить?

История любви в период позднего СССР
История любви в период позднего СССР

Потрясающая работа Эльдара Рязанова. Некоторые критики усмотрели в фильме желание режиссера быть модным. Но Рязанов лишь использовал данные временем средства, чтобы показать их беспомощности и пустоту по сравнению с настоящим человеком.

В первой части фильма главный герой после кратковременного путешествия на тот свет, сказал любимой: «Вы знаете, Лидочка, теперь мне кажется, что там что-то есть» - гениальное объяснение режиссера, что этим светом жизни человека не ограничивается.

Хороший актерский состав - фирменная черта Эльдара Рязанова
Хороший актерский состав - фирменная черта Эльдара Рязанова

Актерский ансамбль в фильме просто шикарный – Леонид Филатов, Татьяна Догилева, Сергей Арцибашев, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, Всеволод Санаев, Ирина Купченко, Ольга Волкова, Елена Майорова, Петр Меркурьев, Александр Панкратов-Черный.