2 подписчика

Ликбез по философии. Античность. Досократовская философия

Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит
Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит

Одна статья - один период мировой философии. Вопросы эпохи и господствующие мнения, ключевые фигуры и их учения, веяния времени и исторический контекст - ищите в этой статье.

VII веком до н.э. датируются первые дошедшие до нас работы мыслителей своего времени. Речь идет о западной мысли, которая очень долгое время развивалась независимо от восточной и вплоть до наших дней занимает господствующее положение в умах человечества. Причина же возникновения феномена философствований, как и наук, именно в то время - появление у части населения достаточного количества свободного времени, а также, вероятно, формирование более зрелого неокортекса. Последний вывод можно сделать исходя из усложнения мысли, как таковой, увеличения абстрактности мышления от одного древнего мыслителя к другому.

Досократовский период - это путь от наблюдательно-описательного способа познания и попыток объяснить мироустройство через стихии (например, душа - это дыхание) и Богов у Гомера до абстрактно-логических конструкций и размышлений у Демокрита. Философию этого времени можно назвать материалистичнской философией за ее фокусировку на вопросах материального мира. Философы этой эпохи в первую очередь ищут ответы на вопрос о том, что такое бытие и небытие, нащупывают объективные способы познания мира.

Ключевые фигуры времени - Гомер, Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Демокрит, о них поговорим подробнее.

Первой философией человечества можно считать Мифологию Древней Греции, с помощью которой люди объясняли явления природы, источник жизни, формировали постулаты этики и морали, формировали оптимальный способ бытия, а также отвечали на вопрос, что их ждет после смерти.

В Древней Греции существовало три религии: Зевса-Апполона, Демедры и Диониса. Первая из них - самая популярная, воспетая в мифах о Богах-Олимпийцах Гомера и работах Гесиода. Уже тогда зарождаются идеи о том, что человек состоит из души и тела, что есть три части души: псюхе (бесплотный образ тела), тюмос (волевое начало) и ноос (разумное начало). Боги не всесильны, а загробная жизнь хуже земной. Мир возник из хаоса и подчиняется мойре, или по-нашему - судьбе.

Религия Демедры была скорее эзотерична, к знанию намеренно подпускались не все, поэтому она не стала массовой и не так сильно повлияла на становление философии.

Отдельного интереса заслуживает религия Диониса. Основные ассоциации с этим учением - вакханалии, оргии и доведение себя до состояния экстаза. Дионисийцы, вразрез Зевсовцам, верили в первостепенную значимость души по сравнению с телом, в блаженности загробной жизни человека. Спустя полторы тысячи лет великий философ Ницше построил свою философию, отталкиваясь именно от Дионисийского подхода.

В VII-VI веках до н.э. появляются первые индивидуальные мыслители - Фалес, Солон, Биант и Питак. С них начинается этическое философствование. Основное направление их мудрости - открытие гармонии в мире и человеке. "Знай меру", "Отца нужно уважать", "К несправедливости питай ненависть", "О тайном догадывайся по явному", "Познай самого себя" (любимая цитата Сократа, которую он в последствии избрал девизом своей философии).

Первый философ, которого мы затронем - Фалес. Он развивал геометрию, например, доказал теоремы о равенстве треугольников, внес вклад в астрономию - указал на дни равноденствия и солнцестояния. Фалес ввел календарь в 365 дней в году, он также поделил его на 12 месяцев. Органичным развитием его естественнонаучной сферы интересов является и философское учение: "Начало всех вещей - вода". Из наблюдений о притяжении железа к магниту Фалес делает свой второй вывод - "Все (и живое, и не живое) полно богов". Его учение в последствии было наречено "Стихийным материализмом" и оно базировалось на обобщении наблюдений за физическим миром.

Следующий мыслитель Пифагор (570 - 490 гг. до н. э.), помимо увековечивших его достижений в математике, внес фундаментальный вклад в философию. Ни много, ни мало - он создал термин философия, означающий "любовь к мудрости", то есть к Богу, который и есть мудрость. Пифагор был автором крайне прогрессивных взглядов для своего времени: создал общины, членами которого могли быть женщины, главным для пифагорейцев было стремление к истине как путь к Богу. Пифагор оставил после себя систему учений: "Учение о числе, как начале мира", "Учение о душе" и "Учение об образе жизни". Пифагор не доверял чувственному методу познания и предпочитал оценивать мир через числа, описывал через них все, начиная от физических явлений, заканчивая музыкой. Например, он говорил, что все числа происходят из единицы, которая объединяет в себе все числа и является началом мира. Двоица символизирует различие, неравенство, изменчивость. Троица - это то, что имеет середину, то есть все совершенное, а наиболее совершенным числом является десятка.

Гераклита (544 - 483 гг. до н. э.) традиция называет "плачущим философом", поскольку тот, видя всеобщую глупость и бесцельности жизни людей, плакал, глядя на них. Он писал свои работы крайне мудреным языком, осилить который целиком не смог даже Сократ. Вообще Гераклит, по его собственным словам, ни у кого не учился, а мыслил и самостоятельно рассуждал. Стоит отметить, что он стал самым цитируемым досократиком - на него в будущем ссылались Платон, Аристотель, а так же Православная церковь, Маркс и Ницше. Он оставил после себя учения "О всеобщем изменении", "О противоположностях", "О логосе", "О природе" и "О человеке". "Дважды не войти в одну и ту же реку", - говорит он, то есть подлинное бытие непрестанно изменяется, все переходит из одного в другое. "Если жизнь становится смертью и соответственно наоборот, то человек живет для смерти и умирает для того, чтобы человек жил.", то есть все возникает и все существует через противоположности, "Война - отец всех, царь всех". Миром же управляет некий Логос, но большинство, по скептичному мнению мыслителя, его не воспринимают: "Те, кто слышали, но не поняли, глухим подобны". Первоначалом по Гераклиту является огонь: "Космос вечен, его не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был есть и будет вечно живой огонь, мерно возгарающий и мерно угасающий". Интересную метафорическую идею высказывает он о душе: "Сухая душа - мудрейшая и наилучшая, наоборот, глупая, плохая душа - влажная." Жить нужно согласно разуму, логосу, который правит миром и содержится в нашей душе". Гераклит возражает против религии, культа богов, загробной жизни и воздаяния по заслугам: "Для бога все прекрасно и справедливо. Люди же признали одно справедливым, другое - несправедливым." То есть для Гераклита мир совершенен и гармоничен, а люди по невежеству вносят в него свои критерии морали.

Еще большее влияние на последующую мысль оказал Парменид (540 - 470 гг. до н. э.). Его считают первым философом, который начал логически рассуждать и привнес рационалистический, логический метод в философию. Свои идеи он изложил в работе "Путь истины", где в числе прочего вводит две аксиомы, получившие огромное распространение. Первая по своей сути есть формулировка закона тождества - ""Есть" и "не быть" никак не возможно". Вторая аксиома также относится к способу познания мира: "Мыслить - то же, что быть", развивая тему мыслитель делает вывод, что все, что мы познаем с помощью разума, непосоедственно относится к бытию. Парменид велик тем, что стал первым в истории создателем строгой философской системы. Из первой аксиомы он сделал вывод о неделимости бытия и отсутствии небытия. Бытие вечно, бездвижно, едино, непрерывно, а также имеет форму шара. При этом множественность вещей нам кажется, так же как и движение, все это результат несовершенства наших органов чувств.

Последним философом досократовской эпохи считается Демокрит (460-370 гг. до н.э.), он прожил долгую жизнь, и современники называли его смеющимся философом, настолько ему казалось смешным все, что люди делают на полном серьезе. Демокрит продолжает развивать идеи Парменида, но переворачивает его логику на 180 градусов и получает противоположные выводы - "Учение об атомах". Он говорит, что раз движение и множественность вещей существует, то существует и небытие. Поэтому вещи делимы до некоторых неделимых частиц, которые он назвал атомы, поэтому существуют лишь атомы и пустота, все остальное - во мнении. Отличие от современной (доквантовой) физической теории состоит лишь в том, что Демокрит утверждал, что атомы отличаются по форме, что и является причиной разницы свойств веществ. Запах, вкус, цвет не являются свойствами атомов, но результат наших органов чувств. Возникновение мира Демокрит чуть мифологическим образом объясняет следствием движения атомов: возникло вихревое движение атомов и они стали объединяться по принципу схожести, в зависимости от баланса атомов разных типов возникали разные объекты, такие как моря, растения, птицы. Второе наследие Демокрита - Учение о Причинности: "Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости". Все события есть пересечение причинно-следственных цепочек, которые мы по незнанию называет случайностью. Задачу философии же он видел в том, чтобы учить людей от суеверий и различных страхов, главным образом от страха смерти. Еще одна важная работа Демокрита - "Учение о мироздании", в котором он ищет ответы на этические вопросы: как следует жить человеку, каков идеал человеческой жизни. Он первый философ, который всерьез задается этим вопросом. Смысл жизни по Демокриту состоит в достижении блага, благо же он понимал как удовольствие, а удовольствие человек получает от чувства безмятежности и отсутствия волнений в душе. Не надо мечтать о том, что выше твоих сил. Не надо гнаться за тленным, за земным, за мирскими благами. Следует стремиться к познанию вечных истин. Он называет высшее благо эвтюмия, то есть душой, свободной от страха.

Выводы об эпохе.

Досократовская философия может показаться наивной и беспредметной, однако именно в этом периоде можно увидеть первые проактивные попытки человечества объяснить мироздание. Господствующую до этого мифологию скорее можно отнести к пассивному способу познания мира, так как она базировалась на чувственном восприятии и спонтанной интерпретации. Теперь же некоторые философы имели смелость высказать допущение ошибочности мифологического объяснения, а значит поставили под сомнение господствующую веру. Очевидно, нужно было что-то предложить взамен, и философам не хотелось попасть в новую ловушку человеческого восприятия, поэтому они стали изучать сам мыслительный аппарат и искать совершенный метод поиска истины. Таковым оказалась логика, ведь большинство ученых отметили несовершенность и субьективность нашего чувственного восприятия и, наоборот, истинность наших умозаключений. И это однозначно дает свои плоды - работы последних мыслителей демонстрируют новый уровень глубины рассуждений и выводов, высокий уровень абстрактности мышления. Часть выводов не потеряла актуальности до сих пор. Фокусом внимания философов в то время был окружающий мир и законы природы, а потому философия, физика, математика, астрология были изучались как одно целое. Только к концу периода Парменид и Демокрит начинают задумываться на счет человека и его целей в жизни, но пока их гуманитарные теории оторваны от основных их учений и несколько "гномичны", то есть состоят из гномов - некоторых жизненных наблюдений, установок, мудрых советов. Основным наследием эпохи, с точки зрения философии в современном понимании слова, можно назвать формирование логического аппарата (правил, аксиом), понимание принципов мыслительного и чувственного восприятия человека.