Встречая комментарии в Яндекс.Дзен от туристов, которые хотят вернуть деньги за несостоявшие туры, я осознаю, что вся проблемам идет от непонимания того как все устроено и люди не делают правильных действий, или делают неправильные! Предлагаю разобраться вместе:
Насчнем с исходного.
Турагент тот кто помогает туристу выбрать тур и забронировать его, и сопровождает его информационно, чтоб Вы например не пролетели с визой или сроком паспорта. Задача Турагента и его зона ответственности правильно забронировать и передать Туроператору вашу оплату за тур.продукт. Иногда в такой роли может выступать даже не человек, а например сайт, где вы вроде сами себе все выбрали и нажали кнопочку, но получается вам сайт все рассказал и показал, и организовал передачу денег нужному тур.оператору (так бывает даже есть сайт имел название тур.оператора).
Личное: Турагент не жадный! И он сейчас на самом деле Ваш лучший друг, проводник в мире туризма и его новых ипостасях. Вам повезло если Вы брали не на молчаливом сайте тур, а личности, которая с Вами общается. (ну у кого такого человека нет, пишите вопросы, я постараюсь подсказать всем)
Туроператор - тот кто формирует турпродукт, организует слияние отеля\билетов\трансфера\мед.страховки\экскурсий\наличие гида и тд воедино. Туроператор имеет финансовые гарантии в страховой фирме, которые покрывают его ответственность в случае банкротства. (кстати которых пока нет, и слава богу! сейчас на исполнение действуют обстоятельства непреодолимой силы, но никто не банкрот, поэтому страховые не обязаны туристу ничего)
Как правильно происходит процесс передачи ваших денег за выбранный тур: Турагент обязан перевести деньги Туроператору (согласно агентскому договору в нужные сроки, обычно это 3 раб дня), туроператор имеет контракты с отелями\авиакомпаниями и вносит предоплаты за N кол-во мест вперед! ДА есть момент, о котором часто пишут, туроператор "доплачивает" за отживших туристов в конце сезона или поэтапно, НО при этом он уже заранее вносит предоплату на след. сезон, чтоб бронировать новых туристов и обеспечить их нужным кол-вом номеров. Таким образом, соответственно если у вас есть тур, Ваши деньги уже в авиакомпаниях и отелях, сразу
Что сам тур это не услуга, это тур.продукт. Который строиться из многих частей. Так же есть часть "услуга", например то что тур.агент работал с Вами по выбору тура, говоря языком бизнеса -" анализировал ваши потребности и выводил оптимальное для вас решения", за этот анализ вы как бы ничего не платили, но с этого платит турагенту тур.оператор, тк эта услуга была получена точно, тк тур у Вас есть. Можно попробовать ее отсудить, доказав что она получена не должным образом. Например турагент вас намерено обманул, обещав что отправит вас в Испанию без визы, а в Турцию без загран.паспорта, и в Прагу в отель на 1 линии от моря.
Есть часть тур.продукт, билет\отель\трансфер. Тут никто вернуть деньги не отказывается, тк вам действительно продукт пока не отдали. И не отдали замечу всем по разным причинам. Есть те кто реально не смог вылететь изза закрытых границ, но хотел лететь и полетел бы (не пускает вас не Тур.оператор, а некий страшный вирус и принятое правительством нашей или в самом начале этой эпопеи принимающей страны). Есть те кто побоялся, аннулировал сам свой тур поскорее, был согласен понести фактические расходы и теперь жаждет деньги (но тут работает обычная схема, что расходы считаются по факту - а пока они не могут рассчитаны нормально, тк они составляют до 100%, деньги уже вложены в договора с авиакомпаниями поднять борта на огромное кол-во человек, в отелях проплачены блоки мест, вероятно даже в бОльшем объеме чем уже забронировано туристами) Как подсчитать потери (затраты) конкретно на Вас пока не представляется возможным. А если оформлять возврат за вычетом 100%, да даже 95% это ущемит права туриста. Нужно дождаться пока ситуация хоть как то стабилизируется и будет понятен расчет.
Некоторые туры состоят из чартерных билетов и блоков мест в гостиницах. По таким турам, туроператор сейчас может предложить смену направления, смену отеля и тд, за счет того что он сможет перешать всех людей, и билеты\номера в гостиницах пока еще не именные, а как бы зарезервированы на кол-во человек. Таким образом вернуть деньги не отказываются, но предлагают их тут же потратить на другие услуги в этой же компании. Тк живых денег у ТО пока нет.
А некоторые туры состоят из регулярного билета и конкретного номера в гостинице, тут обстоят дела вероятно хуже. Т.к турист начинает зависеть от решения двух структур. АВИАПЕРЕВОЗЧИКА и ОТЕЛЯ - отдельно. и не может заменить себе отель на другой, и не может выбрать билеты у другой авиакомпании. На практике если отель европейский, то 90% отелей не возвращает деньги, а так же предлагает перенос дат в рамках своей гостиницы (во многих странах Европы - это узаконенное решение). Может быть когда все стабилизируется и гостиницы начнут заполняться решение измениться, но пока опять же туроператор не имеет того, что вы просите вам отдать.
!! То что все любят! Можно конечно сейчас серчать - подавать в суд, и требовать, но к сожалению, даже росстуризм и роспобназдор не рекомендуют это делать, тк тут выходит такая картинка. Денег у Туроператора нет, суды конечно все выигрывают, а отдавать нечем. Есть исполнительные листы, которые не применить. Туорператор обьявляет себя банкротом, таким образом никто ничего не выиграл. У кого остались оформленные туры, попадает прямиком в страховые (что являлись финансовыми гарантами тех кто забронирован). А куда деваются люди с исполнительным листом. те кто отказался от тура, вообще не понятно. Видимо между ними будет делиться проданная с торгов собтсвенность тур.оператора. Стул и стол например. Ну разве это выгодно?
Я очень жду и надеюсь на скорее разрешение всех сложностей:
Пусть вернут деньги тем кто этого хочет,
пусть дадут новые туры кто хочет отдохнуть но не улетел,
пусть скорее откроются границы и дадут возможность улететь тем у кого путевки не аннулированы.
Дай этого всего, Боже, нам! А короновирус - БРЫСЬ!
Я очень надеюсь, что я пишу понятно и наглядно, чтоб все разобрались с ситуации, какая она есть изнутри. И принимали только осознанные решения.
Если Вам нравится мой стиль донесения правды и изнанки туризма, поставьте лайк пожалуйста, так я буду понимать что статья понравилась.
Если Вас гложет какой то конкретный вопрос, напишите в комментарии, я на все отвечу, и кому нужно проведу анализ\разьяснение конкретной ситуации.
Вам так же могут быть интересны: