Эксперимент Oneida - это один из длинной линии антибрачных крестовых походов, простирающихся от Северной Африки 2-го века до Израиля 20-го века. И как и все они, он провалился. После 30 лет принуждения, 30 лет критики и религиозной индоктринации импульс к особым отношениям оказался слишком сильным, чтобы его можно было контролировать. Младшие члены восстали. Одни тайно развивали отношения; другие бросали общину и выходили замуж на улице. 9 июня 1879 года один из местных жителей написал: "Недовольство продолжается и распространяется... Среди мыслящих классов много беспокойства и тревоги". Все ждут чего-то решающего".
Неспособность Нойса разрушить брак показывает, насколько жизнеспособно это учреждение. Это говорит о том, что есть нечто глубоко человеческое, что вдохновляет нас на создание и участие в браке. Однако именно это - первозданность института, его неумолимая склонность к существованию - делает текущий исторический момент таким загадочным. Во всем мире уровень брака падает. Дети рождаются вне брака с беспрецедентной частотой. Рассматривая эти тенденции, один из комментаторов предупредил, что "может наступить апокалипсис брака". Они правы? Неужели брак действительно обречен? А если да, то почему? Что убивает старейшее в мире заведение?
В 2002 году Duncan White of Relate - крупнейшая консультационная организация в Великобритании - была процитирована Daily Mail как провозглашающая, что брак "вымрет через 30 лет". Хотя до сих пор остается 12 лет, и это подсчитывается, это перекликается с современными тенденциями во всем мире. Впервые в истории США большинство молодых людей не состоят в браке. В прошлом году Управление национальной статистики Великобритании сообщило, что гетеросексуальные браки "остаются на историческом минимуме". А показатель детей, рожденных вне брака, взорвался в развитых странах, превысив 50 процентов в скандинавских странах и многих других. Как заключила историк Стефани Кунц, мы "находимся в середине всемирно-исторической трансформации брака и семейной жизни".
Очевидный крах брака ошеломляет, потому что брак - это вездесущее явление. Конечно, есть (или были) места, где женщины женятся на наборах братьев, где люди могут выходить замуж за призраков или крос-кузин, где брак - это горячий клеевой пистолет, который скрепляет семьи в прочных союзах. Конечно, в некоторых местах брак начинается с танцев и пиршеств, жених празднует, как принц, и едет верхом на лошади, его семья раскрывается, как освобожденные заключенные перед ним - а в других местах, где фанфары вообще отсутствуют, мужчина делит тарелку с женщиной, и теперь все знают, что они вместе. Конечно, брак - это хамелеон, который приспосабливается к нормам и ожиданиям, окружающим его. Тем не менее, как заключил антрополог Джордж Мердок в своем трактате "Социальная структура" (1949), ни одному обществу "не удалось найти адекватную замену нуклеарной семье".
Но Мердок не знал о Мосуо на юго-западе Китая. Расположенный на высоте более полутора километров над уровнем моря, на пышных берегах бирюзового озера, уютно устроившегося среди вечнозелёных божьих гор, простирающихся выше горы Фудзи, Мосуо стал одним из самых известных примеров из антропологических исследований.
Мосуо известны тем, что не состоят в браке. Вместо этого, у них есть тисе, буквально "ходьба туда-сюда". В отношениях tisese мужчина и женщина живут и едят в собственном доме (не существует описания негетеросексуального tisese). Когда возникает воображение, мужчина навещает женщину и, предполагая, что она соглашается, проводит ночь, а утром уходит. Несмотря на то, что многие tisese отношения являются долгосрочными, нет никаких обязательств между партнерами, нет никакой формальной церемонии, которая начинает или заканчивает отношения, и, в принципе, партнеры могут иметь как можно больше tisese отношений, чем они могут управлять. Это похоже на случайные свидания, за исключением того, что если женщина забеременеет, у отца мало обязательств перед ребенком.
Человек биологически готов к парным отношениям, и это кажется решением для воспитания детей.
На самом деле, у Мосуо тоже есть брак. У них это было с тех пор, как антропологи впервые приехали, и эта практика поразительно похожа на брак на современном Западе. Они называют это "джи-чи-ха-дзи", что означает "питье ликера и есть еду" и относится к праздникам с духами и говяжьим стейком, которые сопровождают свадебную церемонию. Тем не менее, женатые люди являются - или, по крайней мере, были - меньшинством в обществе Мосуо. Когда китайские антропологи впервые провели опрос более 1700 взрослых людей из Мосуо в 1956 году, они обнаружили, что 74% практикуют тисей, в то время как менее 10% официально состоят в браке.
Даже после того, как богатство, туризм и аккультурация изменили жизнь Мосуо, брак остается вторичным. Когда в 2008 году антрополог Шивон Маттисон проводила обследование общин Мосуо, посещаемых туристами, она обнаружила, что 13% взрослых людей состоят в браке, а 23% - в тисейских отношениях. Остальные 64 процента либо не состоят в браке, либо живут вместе со своими партнерами. Брак был менее заметен в Мосуо, чем, возможно, в любом другом обществе на Земле.