Найти тему
Обсессия

Разве брак закончился?

Браки практикуются в каждом обществе, однако в глобальном масштабе они находятся в состоянии резкого упадка. Разве это годится для длительных интимных отношений?

17 лет, Джон Хамфри Нойс много думал о женщинах. Неловкий подросток с неуклюжей шеей и сутулящимися плечами, он волновался о том, насколько хороша внешность - ключ к успеху, особенно при преследовании женщин. И он был застенчив. Настолько неразумно и чрезмерно - это моя стыдливость, - писал он в своем дневнике, - что я полностью уверен, что смогу столкнуться с пушечной батареей с меньшим трепетом, чем с комнатой, полной дам, с которыми я был незнаком". Мало ли он знал, что в течение десяти лет он будет заниматься сексом с десятками женщин, отцом детей, которых будет не менее девяти.

Нойс родился в 1811 году. Его отец был конгрессменом в Вермонте. Его мать работала над тем, чтобы привить сыну религиозное благоговение, надеясь, что он станет "служителем Вечного Евангелия". В 1831 году ее желание, казалось, сбылось. Noyes, затем 20, объявил, что посвятит себя служению истине Божьей, и поступил в семинарию в Андовере, штат Массачусетс. Однако вместо того, чтобы принять учение своих учителей, он был поглощен возрождающим фурором, охватившим северо-восток, как огонь прерий. Он уехал из Андовера в Йельский университет и поднял шум, когда начал проповедовать перфекционизм, еретическое представление о том, что религиозная жизнь должна быть свободной от греха. Спорный и харизматичный, Нойес стал местной знаменитостью и привлек небольшие толпы сторонников, противников и зевак.

Примерно в это же время Нойс познакомился с Абигейл Мервин. Ему было 22, а ей 30. Трудно найти подробности о Мервин, кроме того, что она была умной, красивой и скромной, и у нее были темно-серые глаза. Многие описания Нойс о ней насыщены экстатическими религиозными образами. В период, когда он перестал есть и спать и вместо этого маниакально бродил по улицам нижнего Манхэттена, он представлял ее "стоящей, как она есть, на вершине Вселенной, во славе ангела" (хотя, в своей мании, он задавался вопросом, является ли она на самом деле воплощением дьявола).

Мервин была первой женщиной Нойса, и он любил ее. В своем исповедании религиозного опыта (1849) он признался, что "она, несомненно, была тем человеком, к которому я был привязан больше, чем к любому другому человеку на земле". Его привлекала её красота, скромность и смелость, но, что не менее важно, он черпал вдохновение в её компании. Абигайль Мервин была моей первой спутницей в вере в святость", - писал он. Было естественно, что я должен относиться к ней с особым интересом и уверенностью".

Нестабильность Нойса в конце концов отпугнула Мервин. После его маниакального заклинания в Нью-Йорке она бросила его и перфекционизм. Позже ее отец сказал Нойсу держаться подальше. Но когда Мервин объявил о своей помолвке с человеком по имени Мерит Плэтт, Нойс отправил ей письмо. Я любила тебя так, как никогда не любила другого", - заявил он, признавшись, что "мысль о браке была неизбежна". Конечно, она была помолвлена, но это не беспокоило Нойса. Он был убежден, что они вступили в божественный брак: "Бог даст вам знать, что Он присоединился к нам в бессмертном браке, и что то, что Бог соединил, человек не может положить конец".

-2

Мервин и ее новый муж переехали в Итаку. Ной последовала за ними, но Мервин отказалась признавать его. Именно тогда Нойс начал развивать свою доктрину свободной любви, которая, как удобно, оправдывала бы его отношения с Мервином. Он изложил эти идеи в письме своему другу Дэвиду Харрисону. Харрисон в конце концов поделится этим письмом, и оно появится в газетах вверх и вниз по Атлантическому побережью. Это сделало бы Нойс знаменитым и презираемым. Последний абзац был самым противоречивым:

Когда воля Божья будет исполнена на земле, как на небе, не будет брака. Брачный ужин Агнца - это пир, на котором каждое блюдо бесплатно для каждого гостя. Исключительность, ревность, ссоры, там нет места... Я называю некую женщину своей женой - она твоя, она Христова, а в Нем она - невеста всех святых". Она дорога в руках незнакомца, и по моему обещанию ей я радуюсь. Мое требование к ней прямо пересекает завет брака этого мира, и Бог знает конец.

Это была невероятная схема, которая напала на заветное заведение. И она втиралась в чувствительность богобоязненных жителей Новой Англии. Тем не менее, Нойс каким-то образом сделал это.

Сегодня Нойс наиболее известен тем, что основал общину Онейда, религиозную утопию, которая, помимо других амбиций, уничтожила традиционные браки. Любой мужчина мог попросить любую женщину заняться сексом; каждая женщина, в свою очередь, могла отвергнуть любого мужчину. Ядерная семья исчезла. Пары, у которых развивались романтические отношения, подвергались критике, а собственность и уход за детьми были общими. Община настолько сопротивлялась формам липкой любви, что матери и отцы осуждались за проявление особой привязанности к своим детям.