Стеклянные сосуды сердечно-формованной и литой формы были впервые изготовлены в Египте и Месопотамии еще в пятнадцатом веке до нашей эры, но только начали импортировать и, в меньшей степени, изготавливать на итальянском полуострове в середине первого тысячелетия до н.э. Ко времени Римской республики (509-27 гг. до н.э.) такие сосуды, используемые в качестве посуды или емкостей для дорогих масел, духов и лекарств, были распространены в Этрурии (современная Тоскана) и Магна Грация (районы южной Италии, включая современную Кампанию, Апулию, Калабрию и Сицилию). Тем не менее, существует очень мало свидетельств того, что подобные стеклянные предметы в центральном итальянском и римском контекстах существовали до середины первого века до н.э. Причины этого неясны, но это говорит о том, что римская стекольная промышленность возникла почти из ничего и развивалась до полной зрелости в течение нескольких поколений в течение первой половины первого века н.э.
Несомненно, появление Рима как доминирующей политической, военной и экономической державы в средиземноморском мире было основным фактором привлечения квалифицированных мастеров для создания мастерских в городе, но не менее важным было и то, что становление римской промышленности примерно совпало с изобретением стеклодувия. Это изобретение произвело революцию в производстве древнего стекла, поставив его на один уровень с другими крупными отраслями промышленности, такими как гончарное дело и производство металлической посуды (20.49.2-12). Аналогичным образом, выдув стекла позволило мастерам сделать гораздо большее разнообразие форм, чем раньше. В сочетании с присущей стеклу привлекательностью - он непористый, полупрозрачный (если не прозрачный), а запахи - эта приспособляемость побуждала людей менять свои вкусы и привычки, так что, например, стеклянные питьевые чашки быстро вытесняли гончарные эквиваленты. Фактически, производство некоторых видов итальянских глиняных кубков, чаш и мензурок пришло в упадок в аугустанский период и к середине первого века нашей эры полностью прекратилось.
Однако, несмотря на то, что в римском производстве стекла преобладало выдувное стекло, оно не вытесняло полностью литое стекло. Особенно в первой половине I в. н.э. римское литье делало много римского стекла, а формы и декор раннеримских литых сосудов демонстрируют сильное эллинистическое влияние. Римская стекольная промышленность во многом обязана стекольщикам Восточного Средиземноморья, которые впервые развили навыки и приемы, сделавшие стекло настолько популярным, что его можно найти на каждом археологическом объекте, не только по всей Римской империи, но и на землях далеко за ее пределами.
Литое стекло
Хотя в греческом мире в производстве стекла доминировала стекольная промышленность, техника литья также сыграла важную роль в развитии стекла с IX по IV век до н.э. Литое стекло производилось двумя основными способами - по методу потерянного воска и с помощью различных открытых и плунжерных пресс-форм. Наиболее распространенным методом, использовавшимся римскими стекольщиками для изготовления большинства чаш и чаш открытой формы в I веке до н.э., была эллинистическая техника прогибания стекла (81.10.243) над выпуклой "бывшей" формой. Тем не менее, различные методы литья и резки постоянно использовались в качестве стиля и популярных предпочтений. Римляне также переняли и адаптировали различные цветовые и дизайнерские схемы из эллинистических стеклянных традиций, применяя такие конструкции, как сетевое стекло и стекло с золотыми полосами, к новым формам и формам. Четко римские инновации в стилях и цветах тканей включают мраморное мозаичное стекло, короткополосное мозаичное стекло, а также хрустящие, вырезанные на станке профили новой породы тонкой монохромной и бесцветной посуды ранней империи, введенной около 20 г. н.э. Этот класс стеклянной посуды стал одним из наиболее ценимых стилей, потому что он близко напоминал предметы роскоши, такие как высоко ценимые предметы из горного хрусталя, аугустанская аристиновая керамика (10.210.37), и бронзовая и серебряная посуда (20.49.2-12), так любимые аристократическими и процветающими классами римского общества. Фактически, эти прекрасные изделия были единственными стеклянными изделиями, непрерывно формировавшимися путем литья, вплоть до позднефлавийского, траянского и адриатического периодов (96-138 гг. н.э.), после выдувного литья, как доминирующего метода изготовления стеклянной посуды в начале I в. н.э.
Выдувное стекло
Выдувание стекла развилось в Сиро-Палестинском регионе в начале первого века до н.э. и, как полагают, пришло в Рим с ремесленниками и рабами после присоединения этого региона к римскому миру в 64 г. до н.э. Новая технология произвела революцию в итальянской стекольной промышленности, стимулируя огромное увеличение ассортимента форм и конструкций, которые могут быть произведены стеклодувными рабочими. Творчество стекольщика больше не было связано техническими ограничениями кропотливого процесса литья, так как дутье позволяло достичь беспрецедентной прежде универсальности и скорости производства. Эти преимущества способствовали быстрой эволюции стиля и формы, а эксперименты с новой техникой привели мастеров к созданию новых уникальных форм; существуют примеры колб и бутылок в форме сандалий для ног, бочек для вина, фруктов и даже шлемов и животных (17.194.251; 17.194.231). Некоторые из них сочетают выдув с технологиями литья стекла и гончарного дела для создания так называемого процесса выдувания формы. Дальнейшие инновации и стилистические изменения привели к постоянному использованию литья и свободной продувки для создания разнообразных открытых и закрытых форм, которые затем можно было гравировать или вырезать в любом количестве узоров и рисунков.
Использует .
На пике своей популярности и пользы в Риме стекло присутствовало почти во всех аспектах повседневной жизни - от утреннего туалета леди до дневных деловых встреч торговца, вечернего ценза или ужина. Стеклянная алебастра (17.194.286), унгуентария и другие маленькие флаконы (30.115.16; 17.194.259) и коробочки содержали различные масла, парфюмерию и косметику, которыми пользовался почти каждый член римского общества. Пиксиды (91.1.1335) часто содержали ювелирные изделия (74.51.4244, 17.194.332, .334, .344, .346) со стеклянными элементами, такими как бусины, камеи и инталии (41.160.710), изготовленные для имитации полудрагоценных камней, таких как сердолик, изумруд, горный хрусталь, сапфир, гранат, сардоникс и аметист. Торговцы и торговцы обычно упаковывали, отправляли и продавали всевозможные продукты питания и другие товары через Средиземное море в стеклянных бутылках и банках всех форм и размеров, снабжая Рим большим разнообразием экзотических материалов из далеких частей империи. Другие области применения стекла включали разноцветные тессера, используемые в сложных мозаиках для пола и стен, а также зеркала, содержащие бесцветное стекло с восковой, гипсовой или металлической подложкой, обеспечивающей отражающую поверхность. Стеклянные оконные стекла впервые были изготовлены в ранний императорский период и наиболее часто использовались в общественных банях для предотвращения сквозняков. Поскольку в Риме оконные стекла предназначались для обеспечения изоляции и безопасности, а не для освещения или для наблюдения за окружающим миром, мало внимания уделялось тому, чтобы сделать их идеально прозрачными или равномерно по толщине. Оконное стекло можно было отливать или выдувать. Литые стекла наливали и переворачивали на плоские, обычно деревянные формы, обмазывали слоем песка, а затем шлифовали или полировали с одной стороны. Выдувные стекла создавались путем резки и сплющивания длинного цилиндра выдувного стекла.