Найти тему
Карина Лисова

Образы злодеев в детских страхах.

Наибольшая интенсивность детских страхов приходится на возраст 3-5 лет, а их максимальный пик наблюдается у детей 6-8 лет. Если речь идет о детях с задержкой психического развития, то эти сроки могут сдвигаться на 2-3 года вперед. В одной из своих статей я рассказывала о том, что большинство детских кошмаров рождается из взаимоотношений с ближайшим окружением ребенка. При наличии беспредметных генерализованных страхов речь может идти о психической патологии. Но у здоровых детей дошкольного возраста страхи приобретают определенную форму или образ. К таким формам относятся страхи животных, насекомых и сказочных персонажей фильмов и мультфильмов. Не смотря на то, что в последнее время появилось много современных детских мультфильмов со своими героями и злодеями, архетипические образы волка, бабы Яги и Кощея Бессмертного все также продолжают фигурировать в страхах современных детей дошкольного возраста. Иногда их заменяют другие архетипические персонажи женского (ведьма, колдунья) и мужского пола (монстр, великан, людоед).

Как же происходит превращение эмоции страха в конкретного персонажа?

Дело в том, что маленький ребенок не умеет также хорошо справляться с сильными эмоциями, как это делают взрослые. Собственные эмоции дошкольник воспринимает остро, он не может пока связать их с памятью и классифицировать. Когда эмоциональный накал становится невыносимым, срабатывают механизмы психологической защиты, еще недостаточно зрелые. А именно все неприятные эмоции вытесняются за пределы психологически границ «Я» ребенка, то есть становятся как бы «не Я». Этот механизм называется вытеснением. Но вытесненные эмоции не означает несуществующие. Будучи вытесненными, они должны принять другую форму. Например, у ребенка может появиться воображаемый друг, который иногда заменяет его самого. Этот друг называется другим именем и наделяется определенными чертами, в зависимости от вытесненной эмоции. Если вытеснена злость, то друг злой, если страх, то трусливый и так далее. Это называется расщеплением «Я». Но иногда вытесненные эмоции принимают метафорическую форму. Например, становятся сказочным персонажем, живущим вне ребенка. Если вытеснена злость, то ею наделяется негативный архетипический персонаж мужского или женского пола в зависимости от того на кого эта злость направлена.

Как правило, вытесненные чувства всегда имеют адресата и напрямую относятся к родителю или воспитателю. Если для ребенка непереносимы ругань мамы или папы, то вытесняя свою злость вовне и наделяя ею сказочного персонажа, он начинает его бояться. Почему ребенок не злится на родителя? - может спросить читатель. Родитель это человек, от которого зависит жизнь и благополучие малыша. Образ родителя непогрешим и свят для дитя. Если родитель будет восприниматься, как источник опасности и страха, это окажется губительным для детской психики. Поэтому с помощью еще одного защитного механизма – проекции - психика создает стороннего персонажа, наделяя его только плохими характеристиками, в то время как родитель для ребенка остается всегда добрым и оберегающим. Иначе никак. Поэтому недовольство мамой обращается в образ злой бабы Яги, колдуньи, ведьмы, а недовольство папой в образ злого людоеда, великана или Кощея.

Самый очаровательный Кощей из сказки "После дождичка в четверг".
Самый очаровательный Кощей из сказки "После дождичка в четверг".

Архетипические персонажи начинают фигурировать в фантазиях и кошмарах ребенка примерно с 3-4-летнего возраста.

Женские образы могут отражать проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой и недостаточно ласковой мате­рью (няней, бабушкой, воспитательницей). Уносящая к себе "плохих" детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие. Вот почему де­ти всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошма­ров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями с ближайшими взрослыми.

Многие родители совершают ошибку, запрещая ребенку смотреть мультфильм с пугающим его персонажем. Злодей не источник страхов, а лишь его носитель, на него страхи спроецированы. Запрещая ребенку смотреть мультфильмы про злодеев, они подчеркивают свою, родительскую, тревогу и бессилие. Если ребенок увидит, что родители не пугаются чувств ребенка (архетипического злодея), то поймет, что ему тоже незачем их бояться. С ребенком важно поговорить о пугающих персонажах, пофантазировать вместе о том, как их победить, кого позвать на помощь, нарисовать страшного персонажа, почитать о нем сказку или посмотреть вместе мультфильм, поговорить об увиденном. Обсудить чего именно боится ребенок? И что будет, если это случится? Например, один мальчик боялся, что баба яга его заберет в свое темное страшное царство. Мама начала расспрашивать его, что это за царство, где оно находится, на что оно похоже, какого цвета, большое или маленькое? По описаниям ребенка маме показалось, что уж очень это царство напоминает домик бабушки и дедушки, где ребенка оставляли на выходные в последние полгода (время появления страхов). После беседы, мальчика перестали отвозить в деревню и страх прошел.

Кроме того, чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защи­тят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрез­мерными впечатлениями. В таком случае и сон бу­дет легкий, светлый. Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Время засыпания должно быть всегда одно и то же.

Благодарю за внимание!