Так уж получилось, что жанр нуара я очень полюбил. Начал с классики 40х-50х годов, а закончил современностью. После успеха в первой половине 20го века популярность жанра упала. В 60х к жанру проявляли интерес в Европе, где появилось несколько достойных образчиков ("Самурай", "Прощай, друг"). Но в 70е в США возрождается жанр, уже под названием Неонуар, у котрого были сильные отличиях от классического: линейной концовки в фильме могло не быть; отрицательные персонажи не все были пойманы; главный герой мог превратиться в обычного человека, который не был в силах противодействовать бандитам. В конце 70х неонуар снова угасает, и появляется уже теперь изредко, как дань памяти жанру. Хочу вам рассказать об одном из достойных образчиков этого жанра, фильме "Долгое прощание" ( "The Long Goodbye" 1973).
Сюжетная канва достаточно стандартная для этого жанра: Частный детектив из Лос-Анджелеса, Филипп Марлоу, проснувшись среди ночи в своей холостяцкой квартире под крышей многоквартирного дома, отправляется в магазин за кошачьим кормом. По дороге он сталкивается со старым приятелем, Терри Ленноксом, который за хорошее вознаграждение просит подвезти его до мексиканской границы. Вернувшись из поездки к себе домой утром, Марлоу оказывается под арестом по обвинению в причастности к убийству жены Леннокса. Через три дня его выпускают на свободу: Леннокс покончил с собой в Мексике и дело об убийстве его жены было закрыто. Хорошо зная Терри, детектив отказывается поверить в самоубийство друга…
За основу был взят одноименный роман Рэймонда Чандлера, который прославился своими работами в детективном жанре ("Двойная страховка", "Большой сон"). Его персонаж, Филиппа Марлоу, появляется в 13 произведениях автора. От первоисточника же осталось немного: сюжетная линия, немного персонажей. Филипп Марлоу превратился из крутого частного сыщика в довольно скромного и нелепого детектива.
Одним из главных плюсов фильма является атмосфера переменчивых и взрывных 70х. Соседки-феминистки, молодой Арнольд Шварценеггер в эпизодической роли и вредный кот главного героя, - благодаря этим и другим мелким деталям фильм смотрится достаточно интересно. Режиссёр Роберт Олтмен (достаточно известный и популярный на тот момент) превращает классическую нуарную историю в очень самобытный фильм, наполняя его легким юмором и сатирой, а также очень красочной картинкой (отличная работа Вилмоша Жигмонда, одного из лучших операторов второй половины 20го века).
Фильм достаточно плохо был встречен критикой и зрителями, премьеру даже пришлось перенести. Но, спустя время, фильм считается одним из главных неонуаров и входит в различные топы лучших фильмов у критиков.
P.S.: в одной из сцен фильма Марллоу предлагают выпить что-нибудь: виски, бренди, водку или... аквавит! И он выбирает последнее. И это в 1973 году! Пьют аквавит. Этому моменту я был очень сильно удивлен.