Уже несколько лет в Британской библиотеке работает выставка, посвящённая истокам «Гарри Поттера». Для неё собрали уникальные книги, рукописи и иллюстрации: средневековые книги о мандрагоре, рецепт создания философского камня, надгробие Николя Фламеля, записки самого Леонардо да Винчи.
О выставке нам расскажет её куратор, Джулиан Харрисон. Поначалу для него было неочевидно, как создавать выставку о магии.
Помимо празднования 20-летнего юбилея Гарри Поттера, зачем, по-вашему, нужна эта выставка?
Джулиан Харрисон: Люди всегда интересовались как историей магии, так и окружающим миром. Это мы обнаружили, работая над созданием выставки, и общественный резонанс на неё подтвердил это. В мире увлекаются необъяснимыми вещами.
В центре любой выставки должно быть нечто, что вдохновляет и увлекает людей. В этом случае завораживает сам феномен — истории, традиции и мифология, связанные с магией.
Почему Британская библиотека идеально подходит для такой выставки?
Мы одна из величайших библиотек мира, у нас около 200 миллионов коллекционных книг и других предметов. Это невероятный выбор материала не только с Британских островов, но и из других стран, что удобно для такого рода выставок.
Особенно здорово было разобрать наши азиатские и африканские коллекции — мы нашли эфиопские справочники по магии, китайские кости оракула и разные другие вещицы по нашей теме.
Как курировать выставку о магии? С чего вы начали?
У нас было лишь около года, чтобы собрать эту выставку. Приходилось работать очень быстро, чтобы выбрать экспонаты, придумать дизайн выставки и создать книгу-справочник.
Нам очень повезло — мы решили ещё на ранней стадии, что займёмся предметами из учебной программы Хогвартса. Возьмём, к примеру, астрономию — мы стали думать о различных типах материала, который у нас был, и что из этого включить в коллекцию. У нас был удивительный глобус небесной сферы, а ещё, например, записная книжка Леонардо да Винчи. Мы искали, с помощью каких предметов можно рассказать историю астрономии. Найдя такие предметы, как старейший атлас ночного неба в нашей китайской коллекции, можно начать строить вокруг них повествование.
Леонардо да Винчи (1452–1519) изучал астрономию, механику, оптику, архитектуру и многие другие темы. Всего сохранилось около 7000 страниц с его заметками. На фотографиях выше — заметки на итальянском языке из Codex Arundel, написанные в зеркальном отражении, справа налево (мы зеркально отразили самую последнюю картинку с набросками аппарата для подводного дыхания).
Китайская звёздная схема (около 700 года н.э.) — самый ранний известный рукописный атлас ночного неба. Он показывает более 1300 звезд, видимых невооруженным глазом, за столетия до изобретения телескопа. Различные цвета — чёрный, красный и белый — указывают на те звезды, которые наблюдали три китайских астронома с древних времен, более 1000 лет до создания атласа. Звёзды нанесены на лист бумаги (изобретенной китайцами ещё до 1 века до н.э.) с помощью проекционной системы, которая передаёт небесную сферу на плоской поверхности.
Есть ли у вас типичный процесс, которому вы следуете при создании выставки?
Это зависит от проекта. Когда речь заходит о создании выставки, моя философия в том, что я стараюсь выбирать не просто увлекательные, но ещё и познавательные вещи. Это очень важно для тех, кто приходит посмотреть выставку лично или ищет что-то в интернете. Очень важно, чтобы между всеми предметами была связь.
Вы нашли связь между экспонатами по «Гарри Поттеру» и историческими материалами?
Это было интересное упражнение — взять рисунки самой Дж.К. Роулинг и её черновики по книгам, а затем встроить их в общую канву выставки. Мы тщательно отбирали экспонаты, которые имели бы отношение к «Гарри Поттеру». Например, инструкции о том, как следует выращивать мандрагору, представлены в разделе выставки «Травология». Мы пытались сопоставить исторические иллюстрации с теми идеями, что представлены в книгах.
Что ещё можно рассказать об атмосфере выставки?
Мы тесно сотрудничали с дизайнерами Easy Tiger, и каждый раздел выставки немного отличается по внешнему виду и ощущениям. В секции «Зелья» освещение напоминает о котлах. Когда вы заходите в «Астрономию», то это круглое помещение с сияющим ночным небом и телескопами, свисающими с потолка. В секции «Волшебные существа» — стена с различными существами.
С какими проблемами вы столкнулись в этом проекте?
Убедиться, что у нас найдётся что-нибудь для каждого, кто придёт на выставку. На этот раз было гораздо больше семейной аудитории, чем обычно, и мы этим гордимся.
А ещё нам иногда приходилось менять экспонаты, потому что они не сочетались друг с другом. Появлялись интересные задачи, например, свиток Рипли длиной 6 метров — где бы его разместить, не мешая потоку посетителей? С глобусом небесной сферы мы тоже поработали, чтобы убедиться, что его можно увидеть во всей его красе.
Алхимический свиток Рипли (1588 год) содержит «рецепт» создания философского камня — ключа к бессмертию, а также способа превращения обычного металла в золото.
Были ли экспонаты, которые «не сработали», и пришлось их убрать?
Когда мы выбирали темы для выставки, то рассматривали идею о том, чтобы представить «Историю магии» так, как она описана в книгах: история восстаний гоблинов и тому подобное.
В результате у нас оказалось больше экспонатов, чем мы смогли бы показать. Чтобы принять решение, мы размещали средневековые манускрипты рядом друг с другом и смотрели, с какими подборками получаются более интересные истории.
Ощущалось ли психологическое давление при работе над столь знаковыми вещами?
Да, из-за увлечения фанатов. Я очень старался быть верным духу книг и создать нечто, что понравится всем — не обязательно поклонникам Гарри Поттера, но и всем, кто придёт на выставку.
Реакция публики была невероятной. Столько счастья от других людей — это мы никогда не могли предсказать. Не зря мы вложили столько времени и энергии.
Какой была самая интересная реакция посетителей?
В конце выставки есть стена, где можно оставить комментарий о выставке. Мне как куратору всегда интересны отзывы. Эти комментарии пишут дети, взрослые, множество зарубежных гостей. Кто-то оставляет рисунки, кто-то рассказывает о своих любимых экспонатах. Многие пишут, что они открыли для себя какой-нибудь экспонат, который их очаровал. Это значит, что мы всё сделали правильно.
Что вы узнали о кураторстве, работая над такой выставкой?
Это уже третья крупная выставка, над которой я работал. Сначала была Великая хартия вольностей, потом — Шекспир, а теперь — «Гарри Поттер». Каждая из них была познавательна, но эта выставка открыла мне глаза — сама тема выставки и то, как мы творчески её интерпретировали. Реакция общественности была очень важна и вдохновит нас на то, чтобы быть смелее в будущем.
Источник: Google Arts & Culture
Переведено на русский язык специально для Клуба Гарри Поттера (HPForum.ru)