2,5K подписчиков

Немецкий язык просто. Mein, dein, sein... Как запомнить эти словечки легко и правильно их применять?

3K прочитали

Уже на начальных этапах изучения немецкого нам понадобятся притяжательные местоимения - мой, твой, его..., и их самые разные варианты: моя, твое, их... Как их выучить и не запутаться? Расскажу в этой статье.

Кроме того, мы потренируемся выбирать между Nominativ и Akkusativ.

Самые сложные упражнения с ответами в конце статьи.

Для начала изучим на картинке основные формы притяжательных местоимений, а затем поймем принцип их употребления.

Укороченная шпаргалка на притяжательные местоимения в немецком языке.
Укороченная шпаргалка на притяжательные местоимения в немецком языке.

Эта табличка - первое, что нужно выучить. Далее требуется лишь понять принцип их употребления, и можно будет легко их применять.

Обратите внимание: sie по-немецки может означать она, они и Вы (если с большой буквы). Так и ihr по-немецки может быть как её, так и их и Ваш (с большой буквы). И не путайте притяжательное местоимение ihr (её...) с личным местоимением ihr (вы как группа друзей). В контексте их друг от друга отличить довольно легко (подсказка: после ihr как притяжательного местоимения всегда будет существительное, а рядом с ihr как личным местоимением надо искать глагол):
Ihr Hund ist groß. - Её (их/Ваша) собака большая. Рядом существительное. Могло бы быть Ihre Katze ist groß. - Её Её (их/Ваша) кошка большая.
Ihr geht heute ins Kino. - Вы идете в кино. Рядом глагол.

Теперь потренируемся правильно выбирать притяжательное местоимение. Если эти упражнения для вас слишком легки и вы уже хорошо выучили таблицу, листайте дальше.

du - dein(e)
er -
ich -
Sie -
ihr -
wir -
es -
sie -

Притяжательные местоимения в Nominativ

Надо осознать, что притяжательные местоимения в немецком изменяются по родам. Как и у нас: мой, мое, моя, мои - твой, твое... Но в русском это даже сложнее.

В немецком языке в Nominativ есть только два варианта каждого местоимения - 1) такое, которое мы только что выучили, 2) такое же, но с окончанием -е.

Окончание добавляется в двух формах - в женском роде и во множественном числе.

Вот полная таблица-шпаргалка для Nominativ.
Вот полная таблица-шпаргалка для Nominativ.

Разберем на примерах:

mein Vater (м.р.), mein Kind (ср.р.) - meine Tochter (ж.р.), meine Kinder (мн.числ.)
ihr Hind (м.р.), ihr Rad (ср.р.) - ihre Katze (ж.р.), ihre Eltern (мн.числ.)

Теперь попробуйте объяснить сами для себя, почему в той или иной форме есть или нет окончания -е у притяжательного местоимения: euer Haus (ср.р., поэтому нет окончания), unsere Mutter (ж.р., поэтому...), Ihr Sohn, deine Schule, meine Telefonnummer, sein Familienname, eure Brillen, ihre Hefte.

*Обратите внимание на форму "ваша, ваши" (eure). При добавлении окончания -e у нее выпадает -e, стоявшая до -r. Такое часто случается в немецком, для благозвучия (ср. teuer - teurer - teure, дорого-дорогой-дорогая).

Далее сначала легкие упражнения. Если вы с ними справляетесь легко, листайте ниже, с каждым упражнением будет становиться все сложнее.

Выберите MEIN или MEINE:
__________ Vater,
______________ Mutter,
_____________ Schwester,
_______________ Bruder,
______________ Tante,
_____________Oma,
______________ Großeltern,
_______________ Onkel,
_______________Kind,
_______________ Sohn,
______________Tochter,
______________ Kinder,
______________ Eltern,
_______________ Familie.

Далее тренируем разницу между его (sein/seine) и её (ihr/ihre). Не забывайте смотреть на род слова!

Выберите SEIN(E) или IHR(E):
1) Der Rucksack von Andreas - __________ Rucksack, Andreas - er, Rucksack муж. род, значит ...
2) Die Kinokarte von Monika –
3) Das Rad von Ralf –
4) Die Brille von Clara –
5) Die CDs von Fabian –
6) Das Handy von Anke –
7) Der Walkman von Klaus –
8) Die Familie von Olaf –

Теперь тренируем разницу между наш и ваш.

Выберите UNSER(E) или EUER/EURE:
1) Wann beginnt _________ Party? - ___________ Party? Um 7 Uhr abends.
2) Ist das ____________ Lehrer? – Nein, __________ Lehrer ist Herr Wagner.
3) __________ Auto ist ein BMW, und wie heißt __________ Auto?
4) Was machen ______________ Großeltern? - ___________ Großeltern sind schon Rentner.
5) _____________ Englischlehrerin ist nett und intelligent. Wie ist __________ Englischlehrerin?

Если это у вас получилось, то попробуйте теперь сами не только выбрать, нужно ли окончание -e притяжательному местоимению, но и выбрать само притяжательное местоимение самостоятельно:

ich – Freund: ich - нужно вспомнить мой, mein(e); слово Freund мужского рода, поэтому mein Freund
du – Stift
er – Mantel
sie – Bücher
es – Buch
wir – Familie
ihr – Apfel
sie – Schule
Sie – Freunde

Теперь немного усложним задачу. Вместо er/sie... будем ставить имена и вы сами должны догадаться, о каком местоимении идет речь, поехали:

0. Das Mädchen - ______ Rad, ______ Schule. das Mädchen - это es, значит sein Rad, seine Schule.
1) Der Junge - _________ Freund, ________ Lehrbuch, __________ Schwester.
2) Die Frau - __________ Kind, ________ Mann, __________ Arbeit (f)
3) Der Lehrer - ___________ Schüler (pl), ___________ Tasche, ___________ Heft.
4) Du - __________ Schule, _____________ Mäppchen, ___________ Hobbys.
5) Tristan und Tina - __________ Eltern, ___________ Computer, ___________ Videokamera.
6) Das Kind - ___________ Vater, __________ Kuscheltier, ___________ Flöte.
7) Meine Freunde und ich - ___________ Film, ___________ Schlagzeug, ___________ Lehrerin, ___________ Freunde.

Формировать именительный падеж мы теперь научились. Давайте теперь тренировать его употребление. Ответы ищите ниже. Выберите правильное притяжательное местоимение и поставьте его в Nominativ:

1. Kalle ist Frau Hanses Hund. Er ist ________ Hund. Er ist schon 6 Jahre alt und hat Angst vor Katzen.
2. Kalle hat ein braunes Fell. ________ Augen sind auch braun.
3. Lisa wohnt mit Frau Hanse in einem Haus. Frau Hanse ist ________ Nachbarin.
4. Frau Hanse hat zwei Kinder. _________ Kinder leben in den USA und heißen Maria und Jakob. Marias Ehemann ist Amerikaner. ___________ Familie spricht nur Englisch.
5. Lisa wohnt schon lange bei Frau Hanse. Sie hat einen Freund. Er heißt Markus und hat einen Bruder. _______ Bruder heißt Stefan.
6. Markus wohnt in Konstanz. __________ Familie wohnt aber in Genf, in der Schweiz.
7. Lisa und Markus haben Freunde in Köln. _____ Freunde aus Köln besuchen sie oft am Wochenende. Sie studieren in Köln.
8. Lisa sagt zu Frau Hanse: „_______ Freunde aus Köln kommen zu Besuch."
9. Frau Hanse fragt Lisa: „Haben ________ Freunde auch Haustiere?"
10. Lisa antwortet: „Ja, ________ Freunde haben zwei Katzen."
11. „Aber Kalle hat Angst vor Katzen", sagt Frau Hanse. „ ________ Hund braucht keine Angst zu haben, ________ Freunde lassen die Katzen zu Hause," beruhigt Lisa Frau Hanse.

Отлично, Nominativ употреблять мы научились.

Шпаргалка на определенный и неопределенный артикль в немецком языке по падежам и родам.
Шпаргалка на определенный и неопределенный артикль в немецком языке по падежам и родам.
Ответы на предыдущее упражнение:
1. ihr
2. seine
3. ihre
4. ihre, seine
5. sein
6. seine
7. ihre
8. Ihre
9. deine
10. meine
11. Ihre, meine

Akkusativ, Dativ, Genitiv

В других падежах притяжательное местоимение будет прибавлять то же окончание, что и неопределенный артикль. Чтобы это осознать, предлагаю вам изучить повнимательнее следующие таблицы. Листайте галерею!

Обратите особое внимание на таблицы с euer, unser, ihr. Они обычно вызывают наибольшую трудность. И да, таблицы на ее, их и Ваш одинаковые, как мы уже говорили.

Заметили закономерность?

Если вы поняли этот принцип, то вы теперь сможете поставить любое местоимение в любой падеж.

Для тренировки заполните вот эту таблицу. Чтобы посмотреть ответы, листайте галерею.

Попробуйте также без подсказки поставить притяжательное местоимение в нужный падеж (ответы ищите после следующей картинки):

Пример: 0. sie - Kind - Dativ: ihr Kind в Dativ - ihrem Kind
1. es - Oma - Genitiv
2. wir - Jungen (Pl.) - Akkusativ
3. ihr - Freundin - Dativ
4. du - Frau - Dativ
5. ich - Krawatte - Akk.
6. er - Anzug - Akk.
7. Sie - Familie - Gen.

И для совсем продвинутых самое сложное, заполните таблицу без подсказок! Если вы это сделаете верно, то вы просто монстр! Обязательно делитесь своими успехами в комментариях!

Ответы на предыдущее упражнение:
1. seiner
2. unsere
3. eurer
4. deiner
5. meine
6. seinen
7. Ihrer

Nominativ vs. Akkusativ

Потренируемся выбирать правильное притяжательное местоимение в Nominativ и Akkusativ. Почему именно они? Обычно при изучении темы притяжательных местоимений прежде всего нужны именно эти падежи, с которыми на начальных этапах всегда возникают проблемы. Кроме того, эти падежи часто изучаются почти одновременно с притяжательными местоимениями, а потому возникает в голове путаница.

Если вы хотите изучить разницу между этими двумя падежами, то читайте мою статью.

Упражнение. Употребим притяжательные местоимения только в Akkusativ, чтобы закрепить, как он образуется:

Ich finde ________ Pulli (m) nicht.
Wir suchen ________ Hund (m).
Entschuldigung, haben Sie ________ Schal (m) nicht verloren?
Tina hat ________ Fahrrad (n) vergessen.
Jan braucht ________ Rucksack (m).
Kinder, habt ihr ________ Lehrbücher (Pl.) dabei?
Wo hast du ________ Brille (f) verloren?

Думаю, проверить себя вы можете сами по таблице, ведь вы знаете даже род существительного и уверены, что везде Akkusativ.

Теперь самое сложное упражнение. Вам нужно определить, в каком падеже (Nominatv или Akkusativ) стоит слово, к которому относится притяжательное местоимение, и верно его употребить:

1. Wo ist _______ Brille?
2. Brigitte hat ein neues Fahrrad. _______ Fahrrad ist toll.
3. Markus sucht _______ Sportschuhe.
4. Entschuldigung, ich finde _______ Kuli nicht. Ist das _______ Kuli?
5. Stefan und Maria, habt ihr _______ Handys dabei?
6. Du siehst super aus! _______ Anzug steht dir gut.
7. Laura und ich finden _______ Lehrbücher nicht. Vielleicht sind lie zu Hause liegen geblieben.

Нигде не сомневаетесь? Если хотите сравнить с ответами, листайте в самый конец статьи.

Кому-то , может, хочется потренироваться в переводе (обратите внимание, что по-русски мы часто говорим свой, а немцы употребят в этом месте притяжательные местоимения, зависящие от употребленного лица, т.е. те, что мы изучили):

1. Его подруга покупает кофе.
2. У нас есть свой собственный дом.
3. Вы видите нашего друга?
4. Твоя собака очень большая.
5. Она носит его рубашку.
6. Как Ваша фамилия?
7. Мы прочитали их книгу.

Ответы на это упражнение также смотрите в самом конце статьи.

Если у вас возникли вопросы по упражнениям или объяснению, пишите в комментарии, на всё отвечу и везде помогу!

Спасибо, что читаете мои статьи! Подписывайтесь на мой канал и изучайте немецкий язык интересно, а также узнавайте интересные факты о культуре немецкоязычных стран!

Ответы (Nom./Akk,):
1. meine
2. ihr
3. seine
4. meinen, Ihr
5. eure
6. dein
7. unsere
Верный перевод:
1. Seine Freundin kauft Kaffee.
2. Wir haben unser eigenes Haus.
3. Seht ihr unseren Freund?
4. Dein Hund ist sehr groß.
5. Sie trägt sein Hemd.
6. Wie ist Ihr Familienname?
7. Wir haben ihr Buch gelesen.