10,3K подписчиков

Мы шли и вспоминали, что тогда сообщили о введении затемнения, а сейчас мы идем в яркий солнечный день

390 прочитали

Сергей Юров, старший научный сотрудник. 9 мая 1945

Трудно говорить и еще труднее писать о каких-либо переживаниях. Инстинктивно понималось, что любое из так называемых переживаний умалит чем-то наступившее, будет непочтительностью к памяти ушедших из жизни за последние 4 года.

Утром. После недолгого и беспокойного сна мы встали сравнительно рано. Да, я забыл сказать, что ночью, т. е. часа в 3–3.30 я вышел во двор и на улицу. Во дворе бегала пара мальчишек и кричала «ура!». Улица была пустынна. У парадных стояли одинокие фигуры. В воздухе гудели самолеты. Я люблю и одобряю это чуть равнодушное спокойствие русских людей. Это признак силы!

Нужно сказать, что еще 8.05 вечером Мар. Еф. пригласила нас на 9.05 к обеду в 18.00. У нас получалось «В 6 часов вечера после войны» [очень популярный фильм того времени]. Мы вышли из дома около 12 ч 30 мин. Мама с папой и Елешкой решили часа в 3 поехать к дяде Сереже в Сокол.

Наш маршрут по обоюдному согласию должен повторить таковой 22 Июня 1941 г., но только совершенный от Арбата к Покровке. Мы шли и вспоминали, что тогда мы шли в сумерки, приближалась ночь, сообщили о введении затемнения, а сейчас мы идем в яркий солнечный полдень, и впереди еще много светлого времени. Мы шли и вспоминали булочную, в которую мы зашли тогда, места, где мы переходили улицы и т. д. Рядом с гостиницей «Метрополь» встал в очередь за газетой, но они вскоре кончились, и очередь растаяла.

Вниз к Театральной площади прошла группа молодежи человек 40–50. Они что-то кричали, пели и аплодировали проходившим мимо офицерам.

Перейдя на другую сторону, мы увидели забавное зрелище. Оборванная деревенская девчонка лет 14 в зипуне, подпоясанном веревкой, в лаптях и с каким-то мешком через плечо вела на веревке совершенно дохлую корову с торчащей шерстью и с мешком сена на спине. Сзади шел мужичонка без бороды, с усами и лохмами волос, торчащими из-под измызганного картуза. Он непрерывно подхлестывал корову коротеньким кнутом. Одет он был так же, как и девчонка. Вся эта процессия невозмутимо продвигалась вперед, не обращая ни малейшего внимания на происходящее вокруг. Какая-то машина английского посольства почти наехала на корову, шофер добродушно улыбался, а девчонка и корова даже не обернулись. У гостиницы «Москва» мы несколько изменили маршрут 1941 г. и поднялись на Красную площадь. Народ не умещался на тротуарах и занимал почти всю улицу. Машины неслись, как сумасшедшие, и ежеминутно можно было ожидать несчастный случай. На площади также было много народу. Толпа школьников (или студентов) схватила какого-то мл. лейтенанта и качала его. Потом двинулась к Манежной площади, распевая «Если завтра война» и т. д. На Манежной народ, вопреки всяким правилам уличного движения, двигался во все стороны. У Американского посольства толпа тысячи 1,5–2 человек запрудила улицу, почти совершенно нарушив движение. Американцы, распахнув настежь окна, щелкали лейками и смотрели в бинокли. Некоторые сидели в окнах, свесив ноги на улицу. В нижнем этаже они выбрались на постамент здания, а наша молодежь взбиралась на каменный парапетик у тротуара и пыталась удержаться на нем вопреки натиску толпы. Эта несложная забава вызывала взрывы хохота с той и с другой стороны.

Какой-то американский офицер, по типу «ходовой парень», отчаянно размахивал руками, кричал и вызывал крики «ура!» у близстоящих юношей и девушек. Группа наших мальчишек лет 12–14 забралась к стенам здания и, стоя рядом с группой американцев, приветствовала толпу, церемонно поднимая свои бескозырные кепчонки. На следующий день одна приятельница рассказывала мне, что молодой американец, основательно выпивший, связав свой носовой платок в узел, бросил его в толпу. Он посылал воздушные поцелуи и, выпив принесенную ему рюмочку, стал целовать подошедшую к нему американку, показывая жестами, что так он хотел бы поцеловать всех, стоящих внизу. По площади ходили небольшие группы молодежи, некоторые с флагами.

Во дворе МГУ несколько пар танцевали под патефон.

Сергей Юров, старший научный сотрудник. 9 мая 1945

Источник: Дневники С.Г. Юрова. 1942-1948 годы / Сост. и коммент. Е.С. Юровой. М.: Кругъ, 2010. Цит. по: https://prozhito.org/person/335

Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии.

Читайте записи Сергея Юрова в его личном блоге, а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.