"Внимание! Говорит Ленинград!" - этот знаменитый позывной родился почти сто лет назад в небольшом особняке на Песочной набережной, откуда велись первые городские радиотрансляции.
В начале 1930-х годов был создан Ленинградский комитет радиовещания (радиокомитет), под нужды которого передали огромное здание Благородного собрания на углу Итальянской и Малой Садовой улиц, в самом центре города. Теперь оно известно как Дом Радио.
Именно отсюда, из студии, расположенной на пятом этаже, велись трансляции в блокадное время. А в 1977 году здесь открылся музей, посвященный истории Ленинградского радиовещания.
В январе 2019 года к юбилею полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады музей Дома Радио гостеприимно распахнул двери для всех желающих абсолютно бесплатно.
Правда, из-за ограниченной вместимости помещения музея внутрь пускали группы всего по 20-25 человек. Мне пришлось простоять около двух часов в очереди, и попала я на самую последнюю экскурсию.
Мне нравится ходить в последней группе - так можно остаться подольше, порассматривать стенды, пофотографировать и подонимать экскурсовода разными вопросами ))
В музее хранятся документы, фотографии, коллекция микрофонов и радиоприемников разных эпох, личные вещи сотрудников.
Первым хранителем и директором музея был Михаил Георгиевич Зегер, всю жизнь посвятивший служению радиокомитету.
Пятнадцатилетним подростком в апреле 1942 года он лишился родителей: они умерли с разницей в несколько дней. Вымерла вся их большая коммуналка. И Миша остался один в квартире с трупами и крысами. Он лежал на полу и не было сил даже подняться на кровать.
Когда крысы на его глазах начали обгладывать тела родителей, он потерял сознание. Очнулся, когда неожиданно в комнату вошёл дядя, который на несколько часов вернулся с фронта в Ленинград и, конечно, побежал домой. И тут его ждала такая страшная картина.
Дядей был Илья Мороз, корреспондент Ленинградского радио. Туда-то он и отвез племянника, передал с рук на руки и снова уехал на фронт. А Мишу в радиокомитете приняли как родного, выделили ему раскладушку и паёк, окружили заботой. Через несколько месяцев и вовсе взяли на работу в качестве оператора звукозаписи.
Именно юный Миша Зегер записал трансляцию салюта Победы, данного 27 января 1944 года на Стрелке Васильевского острова, чем он всю жизнь гордился. Прямую трансляцию с Невского проспекта в тот счастливый для Ленинграда день вёл корреспондент Лазарь Маграчёв.
Материалы о блокаде Ленинграда занимают значительную часть экспозиции музея. Ведь в те страшные годы радио было единственным источником новостей и поддержкой для жителей города, а также информационной ниточкой, связывавшей Ленинград с большой землёй.
По радио Седьмая симфония Шостаковича на весь мир передавалась из осаждённого города. После первой страшной зимы нацисты у стен Ленинграда слушали в прямом эфире трансляцию блокадного футбольного матча и недоумевали: почему этот странный город до сих пор не умер и продолжает сопротивляться?
А город дышал и жил в том числе потому, что каждый день с ним разговаривали дикторы Ленинградского радио.
Вот из такой крохотной холодной и почти пустой комнатки выходили они в эфир. Ничего лишнего: стол, стулья, аппарат, микрофон и настольная лампа (электричество в радиокомитет подавалось), чтобы можно было при необходимости прочесть текст с листа.
В случае внезапно начавшегося артобстрела или авианалёта в эфир мог даваться сигнал воздушной тревоги с помощью вот такой ручной машинки. Получается весьма неприятный звук. Я тоже её крутила, но не записала, поэтому видео одолжила у Ксении.
Передачи готовились в редакторской комнате. Она выглядит как типичная блокадная. Стёкла заклеены крест-накрест бумажными лентами, на окнах плотные шторы для светомаскировки, на столе керосинка, в углу буржуйка и чайник с кипятком.
Только телефон и печатная машинка выдают особый статус происходящего здесь. Редакторы всегда были на связи, готовили важные сообщения и обращения к ленинградцам, дикторы набрасывали план беседы.
Круглосуточно сотрудники ходили в телогрейках. Из-за постоянного голода организм не мог согреться даже летом. Собственно, и блокадное лето мало чем отличалось от обычного Петербургского - было холодно.
Эфирная студия в блокаду находилась на седьмом этаже. Только представьте, каких усилий стоило каждый день подниматься и спускаться пешком на такую высоту голодным и измученным сотрудникам. Это не считая дороги от дома и обратно. И они предпочли экономить силы для радиоэфира и жили прямо здесь, в студии.
О бытовых трудностях ленинградского радиокомитета написала в одном из своих стихотворений "голос блокадного города" - Ольга Берггольц. Цитату с этими словами высекли в камне на мемориальной доске у главного входа в Дом Радио.
Голоса блокадного радио - это не только дикторы, но ещё и актёры и музыканты, выходившие в эфир. Более 4000 литературно-музыкальных передач и репортажей с фронта вышло в эфир блокадного города.
Директор Ленинградского радио Мария Петрова вошла в состав труппы "Блокадного театра", набранную из оставшихся в городе артистов и сотрудников радиокомитета. За 56 лет работы на радио Мария Григорьевна прочитала десятки тысяч страниц текста, сыграла сотни ролей в радиоспектаклях.
Были и те, кто сражался на передовой обороны Ленинграда, обеспечивая связь как в городе, так и на фронте - радисты, инженеры.
За годы войны погибло 115 сотрудников Ленинградского радио.
Благодаря мужеству погибших и выживших, город продолжал бороться и победил. Вечная память.
Другие рассказы о блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!