Помните французский фильм «Вне закона», снятый в 1983г. с Жан-Полем Бельмондо в главной роли и потрясающей музыкой Э. Морриконе. Фильм начинается с того, что комиссар полиции Жордан, получив новое назначение, мчит из Парижа в Марсель на скоростном поезде обтекаемой формы.
Немногим более десяти лет назад, подобные поезда появились и в России. Они эксплуатируются на Октябрьской железной дороге и на Нижегородском направлении. Это, так называемые, «Сапсаны».
Обидно, но скоростные поезда должны были появиться в нашей стране еще сто лет назад, причем, в отличии от «Сапсана», это должны были быть полностью отечественные разработки, и собраны должны были быть «у нас».
Кстати, «Сапсан», изначально также планировали собирать в России. Даже построили завод под его производство, но, бывший в те времена министром транспорта Якунин, получивший известность как один из самых коррумпированных министров, «похоронил» производство этих поездов в нашей стране. Но речь сейчас не о предателях и коррупционерах, а о поездах.
За сто лет, и в Императорской России, и в СССР, и в Российской Федерации, было много наработок по скоростным поездам. Что то, успели построить и даже эксплуатировать, но большинство не вышло из проектов. Рассмотрим основное, самое знаковое.
Первым был гироскопический поезд Шиловского (расчетная скорость эксплуатации 120-150 км/час. Проект был интересный. Поезд состоял из двух обтекаемых вагонов на однорельсовой железной дороге, имел электрическую тягу и вмещал до 4-х сотен пассажиров. Проект получил даже одобрение императора Николая II. Было построено 12 км. опытного пути от Царского Села до нынешнего Московского проспекта в Петрограде. Интересно, что финансирование проекта не прекращалось ни в годы I Мировой войны, ни во время Революции, ни в Гражданскую, хотя и периодически урезалось. Однако, в 1922 году проект закрыли, строительство прекратили, а построенную часть пути, разобрали.
В 30-е годы в СССР разработки скоростных поездов шли довольно успешно и по нескольким направлениям. Тогда же в нашей стране впервые «заговорили» о скоростном поезде на магнитной «подушке». В Харькове, на базе Паровозостроительного завода даже было принято решение о создании конструкторского бюро по этой тематике, но все планы сбила война.
В 30-е гг. идеи «магнитной левитации» выглядели довольно фантастично, поэтому все усилия были направлены на более приземленном направлении, создании скоростных паровозов. Работа над этим шла и в Коломне, и в Ворошиловграде, и в том же Харькове. Самым известным стал скоростной паровоз ИС – Иосиф Сталин, самый мощный паровоз того времени. В 1937 году он с большим успехом демонстрировался на всемирной выставке в Париже. Кстати, это был первый отечественный серийный локомотив, испытанный в аэродинамической трубе. Эксплуатация паровозов ИС началась еще до войны и закончилась в начале 60-х гг.
С уходом в прошлое паровой тяги, был запущен в серию скоростной тепловоз ТЭ7, а немного позднее, и более мощный ТЭП60, развивавший скорость 160 км/час. Именно он и стал локомотивом для фирменного экспресса «Аврора», совершавшего рейсы по маршруту Москва-Ленинград. Их скорость на маршруте доходила до 130 км/час, что было на уровне мировых стандартов того времени.
И, наконец, ТП-05 развивавший скорость до 400 км/час. Его вагон, при весе в 40 тонн и длине около 20-ти метров, вмещал 65 пассажиров. Создан он был в 1986 году. Это был первый, созданный в нашей стране, поезд на «магнитной подушке», подготовленный к эксплуатации. Созданные ранее ТП-04, ТП-03, ТП-02, были опытными экземплярами – лабораториями, а ТП-5 был готов к перевозке пассажиров. Было принято решение о строительстве первого участка опытной эксплуатации в Армении, с длиной маршрута 52 км., в пригороде Еревана. Однако судьба не была благосклонна к данному проекту. Сначала не могли договориться два ведомства. Дураки и вредители в РЖД, это есть не только в наше время, были они и в СССР, правда в меньшем количестве. Чиновники из Министерства Путей Сообщений СССР считали, что данный проект имеет мало общего с поездами, видимо их смущал эффект «магнитной левитации», то, что поезд висит над дорогой, не касаясь ее. Их мнение, что проектом должно заниматься Министерство Гражданской Авиации. В последнем, проект тоже не нашел понимания. Разработкой проекта занималось всесоюзное объединение «Транспрогресс», а именно ВНИИПИ «Траспрогресс» в подмосковном Раменском. Финансирование его занимался НефтеГазСтрой.
В Армении даже приступили к строительству первого участка, однако, после землетрясения 1988 года, все силы были направлены на ликвидацию его последствий, а затем наступил, печально известный 1991 год. В 1992 году было принято решение постройки двух участков под поезд на «магнитной подушке» уже в Москве. По одному из них должен был ходить аэроэкспресс в Шереметьево. Деньги были выделены, но до проектировщиков и строителей они не дошли. Осели где-то в карманах Гайдарово-Чубайсевских «подсосников».
Единственный собранный экземпляр ТП-05 ржавеет в Раменском. Однако он оставил свой след в кинематографе. Помните советскую передачу «Этот фантастический мир». В ней показывали небольшие, по продолжительности, фантастические фильмы. В фильме «С роботами не шутят», главный герой неумышленно сталкивает, надоевшего ему, робота торговца под подъезжающий, футуристического вида, поезд. В роли этого поезда и снялся ТП-05.
Здесь можно добавить, что объединение «Транспрогресс» работало по нескольким направлениям. Одним из них был интересный проект, а именно создание трубопроводного контейнерного пневмотранспорта. Под данный проект был выделен опытный завод в подмосковном Орехове-Зуеве, до настоящего времени донесший свое название «Транспрогресс», и там же было создано научное предприятие «Сигма Т» с опытно-испытательным участком. Эти разработки отличались от аналогичных зарубежных, тем, что для пневмотранспорта «Транспрогресса», не требовалось калиброванных, дорогостоящих труб, так как «вагонетки» катились в трубопроводе, опираясь на ходовые тележки с пятью, радиально расположенными, обрезиненными колесами. Впереди и сзади, сочлененных в поезде вагонеток, шли «своеобразные пневмовозы».
По данному проекту, в Грузии, в пригороде Тбилиси, была построена пневмодорога для доставки из карьера щебня. ЕЕ первая очередь заработала еще в 1971 году. Пневмодорога представляла собой проложенную на опорах трубу, диаметром 1020 мм., прозванную местными жителями «анакондой». Дорога успешно эксплуатировалась и, ее работа, позволила отказаться от десятков самосвалов, при относительно невысоком энергопотреблении. Подобные дороги планировалось построить по всему Союзу. Серьезно рассматривалась и возможность создания подобного пассажирского транспорта в будущем. Однако, начавшаяся перестройка, внесла свои коррективы. В 80-е принимается решение о переводе опытного завода «Транспрогресс» под выпуск товаров народного потребления (среди прочего, даже валенок), а в начале 90-х начинает выпускать складское оборудование.
В 2013-2014 гг. широко шел пиар будущего строительства скоростной дороги Москва-Казань, с возможным последующим продлением ее до Китая. Скорость поездов должна была составлять порядка 400 км/час. Даже президент В.В. Путин, вставляет свое слово, что построить ее можно к чемпионату мира по футболу 2018 года. Однако, прошел чемпионат, прошло еще время, а «воз и ныне там», строительство отложено на неопределенный срок, хотя проектные работы полностью завершены. В 2019 году, одним из ее противников, выступил, тогда еще «глава правительства» Д. Медведев, считая, что дорогостоящий проект будет долго окупать себя. Его поддержали чиновники РЖД.
Определенно над скоростными поездами в России висит, какой то, рок. Плюс к этому, извечная наша проблема, «ментальная» связь дорог и дураков, когда последние принимают решение по строительству, эксплуатации и ремонту первых.