Найти в Дзене
9 подписчиков

"Сено - Солома". Или как за пять шагов научить ребёнка различать Право и Лево.

       Все мы помним историю о том, как Пётр I  учил солдат маршировать.

Все мы помним историю о том, как Пётр I учил солдат маршировать. И в наше время некоторые взрослые люди сталкиваются с проблемой определения сторон и чаще всего потому, что в детстве этому не уделялось должного внимания. За ориентацию в пространстве отвечают сразу несколько органов чувств, выполняющие разные функции – зрения, осязания и слуха. От их взаимодействия и согласованности зависит формирование пространственного мышления. Различение сторон формируется постепенно в процессе развития малыша от 2х до 6 лет, в школе этому уделяется крайне мало внимания, а потому именно родителям стоит развивать пространственное мышление ребёнка.

       Все мы помним историю о том, как Пётр I  учил солдат маршировать.-2

1 шаг. От простого к сложному. С двух лет родители могут начинать объяснять малышу как различить правую и левую стороны. Делать это лучше в игровой форме на примере собственного тела ребёнка. Именно руки являются наиболее подвижной, наиболее изученной и хорошо обозримой частью тела малыша. Хорошо и естественно начать различение правого и левого именно с них. Многие педагоги и психологи рекомендуют обвести кисти малыша, подписать их как «правая и левая» и повесить лист с изображением пятерни на видном месте, чтобы ребёнок cмог, проходя мимо прикладывать руки к листу, тем самым идентифицируя их. Ассоциативный приём Петра I «сено-солома» и сейчас широко используется в практике в виде надетых на руку резиночек, ленточек, буквенных изображений П и Л. Такой якорный предмет – ориентир – маркер помогает выделить и запомнить ребёнку ведущую руку (ведущая рука обычно проявляется к трём годам).

       Все мы помним историю о том, как Пётр I  учил солдат маршировать.-3

2 шаг. Разобравшись с руками, мы можем научить малыша определять другие парные части тела, правую и левую: ноги, глаза, уши, локти, колени. Мы объясняем малышу, что все части тела находящиеся ближе к правой руке, называются правыми (левые по аналогии). Новые понятия стоит закреплять ежедневно в пояснениях и проговорах во время одевания - раздевания. Хорошо просить дотронуться левой рукой до левого уха, правой рукой до левого глаза и т.д.

       Все мы помним историю о том, как Пётр I  учил солдат маршировать.-4

Также хорошо связывать зрительную, моторную и аудиальную функции маршируя с ребёнком под самую простую речёвку: правой - левой, правой - левой. Таким образом, непостижимые для малыша абстрактные понятия «право и лево» приобретут конкретный, предметный характер.

       Все мы помним историю о том, как Пётр I  учил солдат маршировать.-5

3 шаг. Научившись чётко различать левые и правые части своего тела (обычно это происходит к трём годам) можно переходить к различению предметов: ботинок, варежек, перчаток. А также к определению сторон света через пространственное расположение предметов. Мы объясняем, что то, что находится от него по правую руку – справа, что находится по левую руку – слева. Мы просим принести предмет, расположенный от него слева или справа.

       Все мы помним историю о том, как Пётр I  учил солдат маршировать.-6

4 шаг. К четырём - пяти годам малышу можно предлагать более сложные задания как движения в нужном направлении «налево» и «направо». Это могут быть шаги, прыжки и танцевальные движения в выбранном направлении, повороты на велосипеде в нужную сторону, игра в жмурки, игра в мяч ... Ориентация в пространстве поможет ребёнку в будущем при занятиях танцами и спортом. Хорошо подключать и мелкую моторику кистей рук.

       Все мы помним историю о том, как Пётр I  учил солдат маршировать.-7

5 шаг. Итак, ваш ребёнок отлично знает, где у него право и лево, но будет путаться, где лево и право другого человека. Пришло время познакомить его с зеркальным отражением. Сядьте спиной к ребёнку и спросите, где у вас правая рука. Обозначьте свою правую руку и правую руку ребёнка одинаковым маркером (ленточка, резинка, браслет). Сядьте напротив малыша и обратите внимание, что ваши ленточки стали с разных сторон. Снова сядьте спиной к ребёнку. Ленточки совпали. Сядьте рядом у зеркала, поиграйте с этим, помогая малышу разобраться с зеркальным отражением.

       Все мы помним историю о том, как Пётр I  учил солдат маршировать.-8