Найти тему
68 подписчиков

Как вырастить своих детей с высокой и здоровой самооценкой. Часть 3.

Выводы, которые должны быть сделаны из вышеприведенных концепций

Нет необходимости говорить о том, что всеохватывающее принятие и воспитание ребенка родителями имеет решающее значение для достижения ими здорового самоуважения. Нет ничего важнее, чем чувство защищенности ребенка в семейном созвездии. Тем не менее, баланс между защитой родителей и развитием полноценной, самоопределяющей индивидуальности ребенка имеет жизненно важное значение, если мы хотим, чтобы он стал уверенно самоутверждающимся. Ибо по мере того, как ребенок проходит различные стадии развития, потребность в благоприятной самооценке превосходит потребность в одобрении со стороны других, будь то со стороны родителей или кого-либо еще.

Справедливо подчеркнуть:

Именно внутреннее решение о том, что нужно сделать, чтобы одобрить себя, является критерием самоуважения у взрослого человека. Таким образом, критическая ошибка в распространенных родительских стилях заключается в том, что родители, ориентированные на то, чтобы избежать отторжения, тренируются только для развития общественного "Я",которое определяется исключительно чужой обратной связью. Вопрос воспитания у ребенка ... личного "Я" (где находится "истинное "я" и подлинная личность) может остаться незамеченным, не говоря уже о том, чтобы на него так и не ответить.

. . . Родители должны планомерно участвовать в процессе воспитания внутреннего компонента - личного "Я", которое предпочитает самоутверждаться, когда это необходимо, по сравнению с другими.

Наконец, как уже подчеркивалось ранее, необходимо, чтобы родители делали все возможное, чтобы побудить ребенка сосредоточиться на преодолении препятствий и принятии рисков, а также на гордости и признании процесса, в ходе которого ребенок борется со своими тревогами и движется вперед, т.е. не отказываясь от похвалы или признания, если только дело ребенка не увенчалось успехом. Ибо как еще дети могут научиться самоутверждаться в своих усилиях, независимо от конкретного результата этих усилий (что означало бы лишь условное самоутверждение)?

https://www.pexels.com/ru-ru/photo/3663038/
https://www.pexels.com/ru-ru/photo/3663038/

Шаблон поощрения самооценки у детей

Здесь, в качестве своего рода краткого изложения того, что является наиболее полезным в оказании помощи детям в достижении высокой самооценки, представлены три основных элемента (которые можно рассматривать как частично совпадающие):

1. Оптимистичный взгляд на вещи, который моделирует отношение к ребенку "может сделать".

В первые годы жизни дети смотрят на окружающий мир глазами своих родителей. Когда они видят, что их родители с энтузиазмом и готовностью преодолевают трудности, они с большей вероятностью определят мир как место, которое должно быть захватывающим и трудным, а не как место, к которому нужно подойти с опаской. Аналогичным образом, дети будут видеть себя в глазах своих родителей. Таким образом, выражение родителями уверенности в том, что дети справляются с проблемами и помогают им в их решении, в значительной степени успокаивает их на том, что трудности могут быть временными.

2. Принятие, ожидания и самостоятельность: три параметра воспитания, которые оптимизируют развитие у ребенка чувства собственного достоинства.

a. Принятие

Все дети должны чувствовать, что они важны для своей семьи. Когда у детей есть основания сомневаться в преданности своих родителей им, их эмоциональная способность справляться со стрессами за пределами семьи ослабевает. Неуверенные в том, что их принимают дома, они не могут усвоить уверенность, которая вытекает из интуитивного познания того, что их родители доверяют им. Таким образом, они становятся еще более зависимыми от признания со стороны других людей и должны сосредоточить свое внимание на управлении впечатлениями о них (а не на развитии у них внутренней самооценки).

b. Ожидания

Разумные требования родителей к ребенку усердно трудиться, чтобы оптимизировать свои шансы на успех, являются неотъемлемой частью развития у ребенка уверенности в том, что со временем он "созреет" до здорового самоощущения, или самоуважения. Поэтому родители должны терпеливо моделировать, обучать и различными способами помогать своему ребенку до тех пор, пока он не поймет, чего от него ожидают.

Помимо всего этого наставничества, родителям необходимо понять, когда "отпустить" и заставить ребенка взять на себя все большую ответственность за себя, чтобы он мог сформировать собственное чувство самоэффективности. А в идеале родительская дисциплина в раннем возрасте будет проявляться в той самодисциплине, от которой зависит здоровая самооценка.

c. Автономия

В ряде исследований отмечается, что "компетентные, высокочувствительные дети испытывают родительское уважение к своей индивидуальности". Следовательно, родители должны не просто позволять, а активно поощрять своих детей отстаивать свои различия. Таким образом, они будут воспитывать у ребенка комфорт, или "умение", слушать его собственный голос и определять, что он сам чувствует, чего хочет или в чем нуждается (в отличие от того, что другие, возможно, предпочтут им).

Таким образом, родители должны дать детям понять (особенно когда они становятся старше), что это нормально не соглашаться с ними, пока они не “разыгрывают” свое несогласие вредным образом.

3. Постепенное перемещение контроля от родителя к ребенку (или от внешнего к внутреннему) как способ удовлетворения потребностей ребенка в развитии

Решающим здесь является то, что родители признают потребность ребенка в усилении самоконтроля и контроля окружающей среды, и что—при условии, что ребенок проявит способность ответственно справляться с этим контролем - они уважают эту возникающую потребность.

. . . Уже бесчисленное количество раз говорилось, как трудно быть действительно хорошим родителем. Несомненно, приблизиться к намеченным идеалам - это огромная задача. Но, наконец, что может быть более удовлетворительным, чем видеть, как ваш ребенок вырастает во взрослого человека с очень высокой—и очень здоровой—самооценкой?