68 подписчиков

Как вырастить своих детей с высокой и здоровой самооценкой. Часть 2.

Бесцеремонность безоговорочной любви, пристрастия и поддержки

В литературе много говорится о центральной роли безусловной любви к детям. Но, вполне обоснованно, что такое "подношение" на самом деле может нанести огромный вред развитию ребенка. Постоянно щедрое во многом безвозмездное восхваление ребенка ничего не делает для того, чтобы подготовить его к "рогаткам и стрелам возмутительной судьбы" (как выразился Шекспир).

Более того, такой безраздельно благоприятный родительский стиль не может подготовить ребенка к эффективному преодолению сложной реальности, требующей от него развивать способность и умение преодолевать внешние угрозы и критику. И тот тип неуверенного самоуважения, который вытекает из таких категорически положительных родительских сообщений ("массажей"?!), на самом деле связан с оборонительно-избегающим стилем принятия решений. И ребенок - именно потому, что его родители стремились сильно избавить его от беспокойства, которое обычно предшествует встрече с вызовом, - не научился преодолевать свои первоначальные страхи.

В конечном счете, то, что безоговорочно любящие (а не безоговорочно принимающие) родители могут невольно вкладывать в воспитание, не является высокой, ни низкой самооценкой. Здоровый, трудолюбивый и в то же время ободренный ребенок, работающий через свои колебания и тревоги, является тем, что закладывает основу для высокой самооценки. Напротив, бесконечное ободрение и утешение ребенка или - в попытке защитить его хрупкое эго - не честно разделяет его осознание недостатков ребенка. На самом деле, такая эффузивность скорее приводит к патологическому нарциссизму, чем к высокой самооценке.

Ни один родитель не может успешно парить достаточно близко, чтобы защитить ребенка от тех, кто менее заботлив и менее восхищен. . . . Самооценка должна быть более прочной конструкцией, чем зависимость ребенка от похвалы родителей. Родители не должны учить ребенка избегать необходимости честной самооценки и перемен.

Фото автора Emma Bauso: Pexels
Фото автора Emma Bauso: Pexels

Наконец, если родители регулярно пытаются лишить ребенка легитимности или противоречить внешней критике или негативным отзывам, которые могут быть получены ребенком, то этот ребенок в конечном счете в любом случае лишится доверия к ним. И мой собственный опыт показывает, что такой ребенок на самом деле будет рассматривать такую непоколебимую родительскую поддержку как подтверждение того, что то, что выражается ему за пределами его семьи, заслуживает гораздо большего авторитета, чем слова его добродушных, постоянно уверенных в себе родителей.

Еще одно ошибочное мнение: Самооценка равнозначна успеху.

Полностью связать самоутверждение с внешними достижениями - значит рассматривать всю концепцию самоуважения как временную - никогда не бывающую неизменной или стационарной или существующую независимо от исхода своих начинаний. Ошибочно думать, что прочное чувство собственного достоинства требует достижения за достижением. Ведь позитивная самооценка - это не просто побочный продукт бесконечных успехов. Как только вы начинаете верить в себя, как только вы "усваиваете" вашу способность выполнять многое из того, что вам дорого в жизни, положительная самооценка может продержаться, несмотря на многочисленные трудности и неудачи.

Правда, некоторые достижения могут быть необходимы для того, чтобы испытать себя на эффективность. Но сами по себе достижения не приведут к стабильной, устойчивой самооценке.

Теория социальной неуязвимости

Эта научно неподтвержденная теория утверждает, что если дети будут адекватно социализированы, они никогда не будут поражены низкой самооценкой. Такая теория основывается не на внутренней положительной самооценке, уверенном в себе чувстве, а на поведении ребенка, таким образом, что он никогда не будет подвергаться нападкам. Здесь самоутверждение полностью зависит от одобрения других. И как уже было подчеркнуто, любое истинное, непреходящее оценивание себя должно быть "внутренней работой", опирающейся только на собственную реалистически позитивную самооценку.

Необходимый выбор для того, чтобы столкнуться с трудностями, требует готовности рассматривать критику как приемлемую, даже неотъемлемую ... часть решения.

Самонадеянность не равнозначна притягательности

Также неверно дополнительное представление о том, что обучение детей тому, как лучше всего "вписаться", будет способствовать тому, что они будут чувствовать себя хорошо. Такой подход к воспитанию самоуважения подчеркивает как послушание, так и соответствие: если ребенок придерживается директив, призванных сделать его более восприимчивым к социальным нюансам и обычаям, и если он избегает делать что-либо, что могло бы оскорбить других, то эта "вынужденная гармония", предположительно, будет гарантировать позитивное самоуважение.

Но и здесь, опять-таки, сосредоточение внимания детей на том, что о них могут подумать другие, бесполезно, потому что и для достижения самоутверждения требуется одобрение со стороны посторонних. Кроме того, это ставит ребенка в положение "один на один". И вряд ли это может привести к подлинному, внутренне обоснованному самоуважению. Более того, даже если кто-то из окружающих их одобряет, ребёнок может не испытывать особого удовлетворения от такого одобрения, поскольку на каком-то уровне он осознаёт, что его принятие основано не на том, кто он есть, а на его (хорошо воспитанном, застенчивом) исполнении.