– Николай вы когда-нибудь выступали в Одессе?
– Да. Один раз. Это было самое страшное выступление на сцене в моей жизни. Мне многие говорили, что Одесса – это как экзамен. Если ты успешно выступил в Одессе, значит успех у тебя будет везде. Но я не представлял себе, как это может быть.
В тот раз это был оперно-балетный вечер, на котором выступали солисты из музыкального театра им. Станиславского и я с Илзой Лиепой. В первом акте я танцевал «Нарцисса», во втором, с Илзой, – большой фрагмент из балета «Пиковая дама».
Но зритель не был готов к тому, что будут еще и петь. Когда вышел певец, то вдруг раздались свист и крики: «Давай балет! Цискаридзе давай!» Певец взял себя в руки и все-таки исполнил арию. В зале творилось что-то невероятное. Кто-то его поддерживал, кто-то улюлюкал…
Когда мы с Илзой вышли на сцену, от нас шел ток. У меня вообще было ощущение, что я дымлю. После окончания 30-минутного выступления у нас были ледяные руки. А по мне струился настоящий холодный пот.
Когда мы оказались за кулисами, несколько мгновений стояла гробовая тишина, будто в зале никого не было. Потом раздался гром аплодисментов, но вся эта ситуация стоила нам немало нервов…
– Я про вас нашел такой факт: «Неотразимое впечатление произвели на юного Николая гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол». Это так?
– В детстве меня обычно водили на детские спектакли, а тут я увидел кукольные, но взрослые постановки. Мне понравились сюжеты и вообще атмосфера этого театра, который гастролировал тогда около месяца. И я смотрел каждый спектакль.
– У вас бывают удивительные стечения обстоятельств, когда все складывается просто замечательно?
– Бывает, но я боюсь таких периодов. Как показывает практика, жизнь складывается из белых и черных полос. Если сейчас все идет успешно, значит скоро все будет по-другому…
– Николай, вы были знакомы с Еленой Образцовой?
– Образцова – одна из самых необыкновенных женщин, которых мне довелось встретить в жизни. Это большое везение, что я был с ней знаком. Она величайшая певица. У нее была очень положительная, жизнерадостная энергетика!
Когда с ней общаешься, то можно было подумать, что у нее была счастливая жизнь. А на самом деле это у нее был такой настрой, благодаря которому она и себя вытаскивала из трудных ситуаций, и вытаскивала других! Я не переставал ей удивляться и думал про себя, что вот так и надо жить! В театре таких людей очень мало…
– Их вообще немного… А какая история вашего знакомства с Людмилой Ивановной Касаткиной?
– Она была любимой актрисой моей мамы. Она смотрела военные фильмы с ее участием. Потом мы ходили на спектакли, где играла Людмила Ивановна. Когда мамы не стало, я продолжал ходить в театр Российской армии. И познакомился с этой замечательной актрисой. Мне было приятно, что она знала сферу моего занятия. Такие вещи очень приятны артистам…
– Она ведь тоже была оптимистка!
– Да-да! Я по характеру не такой человек. Я сначала вижу только плохое, очень-очень плохое, а потом только чуть-чуть хорошего…
Люди такие, какие есть, их не поменяешь на свой лад. И если ты хочешь с человеком общаться, то должен принимать его таким, какой он есть. Когда-то я прочел одну умную фразу: любят не за что-то, а вопреки. Если тебе какой-то человек дорог, то любить его будешь со всеми недостатками. Я хочу, чтобы ко мне тоже так же относились. Я тоже не идеал. Но всегда по-хорошему завидую людям, которые сразу видят в тебе хорошее. И Людмила Ивановна для меня в этом смысле тоже маяк…
– В одном из своих интервью, она сказала по поводу Японии буквально следующее: «Многие гадают относительно НЛО. Тарелки, гуманоиды… Да что гадать? Это японцы запускают тарелки, когда им надо что-то где-то поглядеть! Гуманоиды – это сами японцы». Вы ведь тоже были в Японии…
– Первый раз в 1990 году. Получил такой большой гонорар, что накупил всем кучу подарков. Домой привез большой телевизор, кучу техники…
Мама увидела это все, села и заплакала. Она за 35 лет работы в школе смогла накопить только на телевизор «Рубин Ц202». А у меня первая получка – и вот такая разница… Ну, тогда от получки до получки жила вся наша страна…
А что касается японцев, то они на самом деле очень другие люди. У них все построено на доверии. В магазине, например, если вы этикетку с дешевой одежды перецепите на дорогую, то вам так и продадут. Им в голову не придет, что человек может это сделать. В общественном транспорте для оплаты проезда есть две кнопки – взрослый билет и детский, в два раза дешевле взрослого. Можно взять детский билет и спокойно ехать. Но у них только дети нажимают свою кнопку! В метро – очередь для входа в вагон… Ну и так далее. Очень многие вещи, которые для японцев в порядке вещей, для нас являются фантастикой…
– Кстати, о подарках. У вас не вызывают растерянности дни рождения близких вам людей: что подарить?
– Нет. Просто ты же знаешь, что может доставить приятность людям, которых ты любишь. Раневская говорила: «Дарите то, что жалко».
– Вы испытывали чувство зла?
– Да я живу среди него с 10 лет, когда пошел в балет! Я вообще думаю, что, если человек связывает себя с серьезным искусством, бизнесом или спортом, он попадает в конкурентную обстановку. А любая конкуренция провоцирует на демонстрацию не самых лучших человеческих качеств. Но это нормально. Здесь нет ничего сверхъестественного или из ряда вон выходящего. Это есть и на любом заводе… Просто наша сфера предполагает публичный интерес – и только-то.
– Я к тому, что древнееврейское слово, обозначающее «зло», пишется как «авен» и буквально обозначает «ничто». Николай, вы смотрите телевизор?
– Да. Больше всего – канал «Культура». Там нет рекламы. И это единственный канал, который держит планку духовных передач. Там транслируют документальные программы и художественные фильмы высокого качества и содержания.
– Что вас может удивить в жизни?
– Меня удивить сложно. Жизнь меня уже много раз удивляла. Иногда поражают какие-то поступки людей. Благими намерениями, как известно, выстлана дорога в ад. Вот иногда эти благие намерения бывают гораздо хуже ярой недоброжелательности. Я понял, что когда ты даешь какой-то совет, которого у тебя не спрашивают, то ты на себя берешь большую ответственность. В этом отношении не нужно проявлять инициативу. Даже когда тебя спрашивают, надо подумать, стоит ли вмешиваться в ситуацию, потому что в конечном счете виноват будешь ты.
– У вас есть любимое стихотворение?
– Есть. Я его еще выбрал в детстве, и оно является девизом моей жизни. Это стихотворение Александра Блока: «О, я хочу безумно жить, все сущее – увековечить, безличное – вочеловечить, несбывшееся – воплотить!..»
Текст: Михаил Шабашов