Найти тему
Adept. Образование

Как не отбить у ребёнка желание учиться? - часть 1

Ошибки родителей при формировании у детей учебной мотивации

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия у ребёнка мотивации к учёбе. Однако как сформировать у школьника желание учиться, понимают далеко не все. Проблема в том, что действия, разрушающие мотивацию, нередко воспринимаются родителями как укрепляющие её.

Давайте подробнее разберём основные ошибки родителей в стремлении привить ребёнку желание учиться.

Ошибка 1: стимуляция в детях только внешней мотивации.

Ребёнку не достаточно приказать что-либо. Хотя это просто и быстро – использовать преимущества взрослого и… крикнуть: «Делай уроки!». Однако детская мотивация зарождается не здесь. Приказы, сухие указания, давление – это разрушители мотивации. Правда, и они могут дать желаемый эффект, но временный и поверхностный. А одновременно разрушить настоящую, глубокую и прочную внутреннюю мотивацию, благодаря которой ребёнок вовлекается в труд по собственной воле, по желанию или из чувства ответственности.

Ошибка 2: родители полагают, что ребёнок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста.

Но интеллектуальная готовность – не синоним готовности психологической, которая определяется умением ребёнка подчиняться определённым правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что необходимо.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Ошибка 3: взрослые не учитывают биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст).

Биологически несозревшего ребёнка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно так: попросить ребёнка расставить точки в клеточках. В норме дошкольник проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то рука ещё не достаточно окостенела (завершается этот процесс к 13–15 годам).

Что касается зубов, то к моменту поступления в школу у ребёнка должны смениться по 2 передних зуба внизу и вверху.

Биологическая неготовность ребёнка к школе приведёт к трудной школьной адаптации (хронической усталости из-за невозможности справиться с нагрузкой), а это вероятность нарастания в нём тихой ненависти к школе.

Ошибка 4: дети не посещают детский сад.

При отсутствии общения со сверстниками не формируется произвольное поведение, когда ребёнок вынужден, играя с другими, соблюдать правила даже, если ему не хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка 5: острые конфликты в семье в присутствии ребёнка.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Ребёнок, привыкший к эмоциональному отрицательному накалу во время этих конфликтов, как правило, не реагирует на проблемы с учёбой – у него не хватает на это энергии.

Ошибка 6: отсутствие чёткой организации жизни ребёнка (несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту).

Дети, которые организованы во внеурочное время, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учёбу.

Ошибка 7: нарушение единства требований к ребёнку со стороны родителей

Очень важно, чтобы в семье было единство во взглядах на учёбу ребёнка. У него не должно быть лазейки «столкнуть родителей лбами» или пожаловаться бабушке и дедушке на родителей.

Ошибка 8: завышенные требования, не соответствующие возможностям ребёнка.

Усмотрение злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для проявления негатива (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.).

Однако это не все промахи родителей. О других ошибках поговорим в продолжении статьи.