На майские праздники я, как и многие, решил уединиться на даче, чтобы с удовольствием поработать. Но копать целину - занятие не особенно увлекательное, скорее, наоборот. Правда, есть лекарство от скуки - хорошая историческая радиопередача. Скажу вам, помогает стопроцентно. Вот и на днях, пока готовил почву для картошки, послушал очень интересную программу с профессором РГГУ Сергеем Карпюком об античных санкциях. И сейчас хочу вам предложить несколько, что называется, замечаний на полях (не картофельных, а исторических).
Когда-то очень давно, точнее, в V веке до нашей эры Афины ввели экономические санкции против небольшого полиса Мегары на Истмийском перешейке, соединяющем "большую" Грецию и Пелопоннес, и это стало одним из поводов к началу Пелопоннесской войны (которая длилась 20 с лишним лет и привела к тому, что греки достались тепленькими Македонии). Но речь в программе шла не только и даже не столько о санкциях, хотя этот эпизод крайне интересен, особенно в контексте сегодняшней геополитики. Доктор Карпюк рассказывает, как появилась афинская, а затем греческая, а после этого и вся западная демократия. Как это ни странно, но у ее истоков стояли не утонченные философы, а грубые варвары, которые в свое время камня на камне не оставили от процветающей Микенской цивилизации.
Речь о дорийцах. В XI веке до нашей эры они широким потоком обрушились в центральную и южную Грецию, смели Микены, Тиринф и прочие "изумруды" бронзового века, чтобы на несколько столетий погрузить Элладу в хаос, который так и назвали - "темные века". Постепенно из этого всеобщего мордобоя и людоедства стали выкристаллизовываться полисы классической Греции - Афины, Спарта, Аргос, Коринф, Фивы и прочие. То есть микенская государственность была уничтожена и на некоторое, довольно продолжительное время социум был отброшен назад - на уровень родоплеменных отношений. И вот с этой низшей точки произошел политический рост, который качественно отличался от того, что ранее выросло в Микенах или у минойцев на Крите.
И Микенская, и Минойская цивилизации по политическому устройству мало отличались от своих соседей - государств Малой Азии и Ближнего Востока. Это были фактически абсолютные, вернее, абсолютнейшие монархии, где власть царя или фараона была ничем не ограничена. Между царем и богом стоял знак равенства. В постдорийской Греции, назовем ее так, возникает и развивается совершенно иной тип политии, говоря языком Аристотеля. Власть концентрируется вокруг сообщества свободных жителей каждого конкретного полиса (ранее - племенной группы) - граждан этого полиса. Это сообщество и имеет реальную власть, выбирая себе время от времени "сити-менеджера". Даже спартанские цари (их там, как известно, было всегда два) в своих полномочиях были сильно ограничены. Так, из дремучего варварства, из дикарей, растоптавших цивилизацию, и появились демократические режимы.
Почему они появились после дорийского нашествия и не смогли сформироваться в эпоху расцвета Микен, вопрос очень интересный. Не менее интересно и то, почему политическое развитие в Греции не пошло по пути восточных деспотий. Что особенного было в этих "новых греках" (в отличие от старых - микенцах и минойцах)? У меня ответа нет.
Зато есть интересная параллель. В IV веке до нашей эры, когда классическая Греция, достигнув пика, начала клониться к упадку, на севере Эллады подняли голову новые "дорийцы" - не менее дикие варвары. Речь о македонянах. Так вот, эти ребята открыли новую политическую страницу в истории Древней Греции, перевернув все с ног на голову. После походов Александра Македонского на восток наступает эпоха эллинизма, и главной политической организацией этого времени становится абсолютная монархия. Хотя, справедливости ради, греческие полисы демократию у себя сохраняют, правда, ненадолго.