Мать. У каждого времени свои Мадонны. Свои образы, свое прочтение. И это закономерно, ведь именно через главнейшую тему – тему материнства наглядно передаются все острые проблемы, весь настрой общество, его смысл. Андрей Подшивалов часто обращается к теме матери, и звучит она у него очень пронзительно, заставляя задуматься и сопереживать. Есть у Андрея Подшивалова работа «Мать». Она лауреат 1степени 17 Московской международной выставки- конкурса современной живописи «Золотая кисть» в 2007 году. Эта картина заслуженно получила там золотую медаль. Искренность, правдивость и многогранность образа деревенской мадонны, которая с тревогой смотрит вдаль, одна с двумя маленькими детьми.
Это очень драматичная работа Очень холодно. Мороз. Мать укутала в теплое одеяло младенца. Старший малыш выглядывает из- за нее, уцепившись за подол. Женщина стоит и ждет, мы не знаем кого или что. Может автобус, и ей надо куда то ехать, несмотря на мороз, на то что на руках двое маленьких детей. Может она ждет мужа или вестей. В любом случае стоит она давно, это видно по покрасневшим щекам, и вся напряжена. Тревога читается во всем: в ее застывшей фигуре, в напряженном лице и уставшем взгляде. Она как бы ищет ответ, вглядываясь вдаль, и не находит его. Ожидание лучшей жизни – главный лейтмотив в картине. Так как живет эта женщина, это невыносимо тяжело, но сможет ли она, что то поменять, одна с двумя малышами?
Композиция картины «Мать» Андрея Подшивалова такая, что фигура во весь рост занимает холст. Она главная, на ней сконцентрировано все внимание, и мы замечаем детали, говорящие о многом. Женщина одета очень бедно: старая телогрейка, изношенная и грязная, юбка не по сезону с каким- то тревожным рисунком, выцветший платок. Матери не до себя, она целиком поглощена маленькими детьми. Мы не видим дом, только его часть, но ощущение трагизма передают старые доски с щелями, с ржавой щеколдой. Ребенок завернут тоже в старенькое одеялко, ярко красный цвет, которого символичен. Пожар в душе у матери, а она вынуждена стоять и ждать. Сухой колючий репейник, тонкие стебельки травинок на снегу все подчеркивает хрупкость человеческого бытия и колючесть ситуации. Этот засохший, вымерзший, но не сломленный одинокий цветок передает внутреннее состояние матери, которая живет в деревне, где нет часто больницы, магазина, где все далеко, и женщина часто зависит от случая, от других родственников, от мужа. А может волею судьбы она вообще одна, по крайней мере, на картине мы чувствуем, как ей тяжело и не видим помощи. А жить надо, рождаются дети, она борется с трудностями, поднимает своих детей, часто в одиночку, ценой своей молодости, здоровья и жизни.
Художник Андрей Подшивалов нашел этот образ контраста между внешним холодом и теплом материнской любви к детям. Мальчик прячется за свою мать. Она для него сейчас самый важный человек, она готова остановить ракету межконтинентальную, она защитит его от всех напастей, которые могут обрушиться на голову мальчишки. По крайней мере, почти от всех. Она мать и обязана защищать своих детей, как бы ни было трудно. Но кто защитит ее саму от безжалостного мороза жизни? Она беззащитна. Очень страшная ситуация, если вдуматься. Мать и дети, мороз и пустота вокруг. Эта пустота читается во взгляде стоящей женщины, в пустой старой корзине, в чистоте белого снега, искрящегося от мороза.
Эта очень трогательная работа, очень душевная. Белый язычок пеленки, контрастом на красном пылающем одеяле, в которое завернут младенец. Личико мальчика постарше наполовину прикрытое. Он выглядывает из-за матери. Наблюдает за нами, за происходящим, опасается и прячется. Мать озабоченно смотрит вдаль, смотрит в будущие. Какое оно будет? Смотрит с тревогой, у нее на руках дети, и в прямом и переносном смысле. Вырастить, поднять, обучить – это все непросто. Она по большому счету сама еще ребенок.
Люди еще не успев вырасти и повзрослеть становятся родителями и должны нести ответственность еще и за детей. Художник Андрей Подшивалов в своей работе «Мать» поднял целый пласт проблем, которые в обществе годами не решались или решались на половину, и сделал это очень талантливо и поэтично. Картина, несмотря на трагизм, несет очарование и восхищение женщиной матерью, которой трудно, но она прекрасна в своей любви к детям. Я о многом передумала, смотря на эту картину, вспомнила свои моменты из жизни и сложные и радостные. Надеюсь, что зрители проникнутся глубиной и душевностью работы «Мать» Андрея Подшивалова.