У всех нас есть глаза, уши, нос, рот и кожа - но то, какую информацию впитаем этими органами чувств, зависит не в последнюю очередь от того, являемся ли мы мужчиной или женщиной. Многие различия в поведении могут быть объяснены тем, что мы смотрим на мир другими глазами.
Представьте себе, вы подарили дошкольнику деревянные кубики на Рождество, чтобы он строил дом - один мальчику, другой - девочке. Когда дети начнут игру, оба начнут строить желаемую структуру. Но посмотрим, что получится. Мальчик будет стараться строить свой дом все более совершенным и высоким, объединять его с другими строительными блоками или строить город вокруг него. С другой стороны, девочка будет приносить куклы и животных, чтобы заселить дом жизнью.
Долгое время ученые считали, что это только следствие образования. Мальчики познакомились с технологиями, а девочки - с куклами. Это верно, но только потому, что девочки, естественно, более чувствительны к межличностным отношениям, а мальчики лучше чувствуют себя в пространстве.
Визуальные образы самые важные в человеке. Около 80 процентов сенсорных данных, обрабатываемых мозгом, достигают нас через глаза. Разница между полами не может заключаться в остроте глаз, потому что очки носят оба пола. Но из миллионов оптических данных, которые каждую минуту достигают сетчатки глаза, только несколько процентов передаются в мозг через зрительный нерв, остальные становятся жертвами предвыборного отбора - и именно в этом предвыборном отборе и заключается разница.
Так как генетическая информация для рецепторов цвета в глазу находится на Х-хромосоме, и у женщин их две, поэтому женщины воспринимают цвета более дифференцированным образом. Из-за этой генетической разницы красно-зеленая цветовая слепота, например, возникает почти исключительно у мужчин. Однако даже здоровым мужчинам с достаточно трудно распознать различия между оранжевым и розовым или границы (например, зеленый - бирюзовый - синий).
Мужчины же превосходят женщин по пространственной ориентации. Часто описывается тот факт, что у женщин больше проблем с задней парковкой. Мужчины запоминают пути, запоминая направления. С другой стороны, у женщин возникают проблемы с картами - особенно если они не едут на север, т.е. по мере того, как рисуется карта, - а опять распознают пути, запомнив конкретные точки ориентирования.
Что женщины могут сделать лучше: скоординировать различные пространственные действия друг с другом, например, почистить зубы одной рукой и почистить зеркало другой. Причина: в женском мозге (пучковое тело, соединяющее правое и левое полушарие головного мозга) толщиной до 30 процентов.
Еще одно отличие: у мужчин лучшее глубокое зрение, т.е. лучшее восприятие третьего измерения. Женщины, с другой стороны, лучше следят за деталями в ближнем поле. Это также источник знаменитой женской интуиции. Женщины чаще, чем мужчины, распознают чувствительность своих собратьев по нюансам языка тела и разоблачают обманы. Хорошо известно, что мужчинам гораздо труднее скрывать свои делишки, чем женщинам.
Недостаток внимания к деталям в сочетании с мужской смелостью виноват в том, что с мужчинами несчастные случаи происходят гораздо чаще, чем с женщинами. Даже с детьми, девочки попадают под машины вдвое реже, когда пересекают дорогу. Со взрослыми, чем сильнее риск мужчин, тем чаще у мужчин случаются несчастные случаи. Новое исследование, проведенное Мичиганским университетом, показало, что вероятность смерти мужчин, живущих в городах, в частности, на 62 процента выше.
С раннего детства девочки лингвистически превосходят мальчиков. Это проявляется не только в понимании слов, но и в слышимости тембра голоса и громкости. Младенцы-девочки в два раза чувствительнее к громким звукам, чем маленькие мальчики. Позже на концертах по хэви-металлу вы встретите в основном фанатов-мужчин, а большинство девушек находят музыку слишком громкой и недостаточно интересной.
Единственная зона прослушивания, в которой мужчины лучше ориентируются, - это распознавание направления, откуда идет звук. В противном случае, слух - это не мужской домен. То, что мужчины не слушают, почти стало клише. Это связано не только с отсутствием интереса к отношениям.
Акустическая информация для них не очень важна. В кинематографе мужчины составляют большинство зрителей в экшн-фильмах, которые созданы из захватывающих образов. Диалогов практически нет, большинство звуков исходит от взрывов и столкновений. Женщины составляют большинство в фильмах, где меньше визуальных эффектов, а больше психологических и межличностных сцен.
Женщины любят цветочные ароматы и духи. Их обоняние более чувствительно, чем у мужчин, и более тесно связано с их эмоциональным миром. Некоторые обонятельные восприятия специфичны. Особенно в период овуляции, женщины чувствительны к феромонам и другим мужским веществам, которые они воспринимают, ничем не поддающийся описанию запах. Другими словами, они находят человека, чей собственный запах указывает на симпатию к иммунной системе. Когда их спросили, чем они пахнут, они ответили: "Ничем".
Мужчины больше реагируют на соленое и горькое, женщины больше на сладкое. Эти различия не очень выражены, но, возможно, объясняют, почему мужчины больше реагируют на пиво и пикантный стейк, в то время как женщины больше реагируют на вино, ликер и шоколад.
Женская кожа тоньше и поэтому более чувствительна к прикосновению. Всего через несколько дней после родов, на примере девочек показали, что они более чувствительно реагируют на прикосновения. Тот факт, что девочки больше гладят своих матерей, является следствием того, что прикосновение к ним показывает более сильную положительную реакцию.
Но разница также имеет гормональную составляющую. Гормон окситоцин, который вызывает потребность в прикосновении и связях, вырабатывается в первую очередь у женщин, так как он выполняет важную функцию в процессе грудного вскармливания.