На индивидуальном уровне основным институтом в межгородских отношениях является институт "дружбы с гостями" или ксенофобия. Это была еще одна область, где ритуальные элементы присутствовали настолько ярко, что весь институт назывался "ритуальной дружбой". Те же самые аристократы, которые вместе пили и слышали стихи внутри своих общин, естественно, ожидали, что найдут сопоставимые группы внутри других государств. Они закрепили свои связи, которые, возможно, образовались в результате первоначальных случайных или торговых визитов, с формальными отношениями ксенофобии. В какой-то момент в начале архаического периода этот институт перерос во что-то еще более определенное - проксению. Проксенои были гражданами государства А, проживавшими в государстве А, которые заботились об интересах граждан государства Б. Статус проксенои, безусловно, был по происхождению наследственным, но ко времени Фукидиды слышал о "добровольном проксенои" (этелопроксенои). Древность основного института не вызывает сомнений, как бы ни эксплуатировалась и ни перестраивалась Афинская империя 5-го века для своего политического удобства; надпись 7-го века с острова Коркира, в которой упоминается проксенос из Локриса, является самым ранним свидетельством этого института.
Другим способом институционализации отношений между гражданами разных государств была эпигамия - договоренность, по которой потомство от брака рассматривалось как гражданин полиса жены, если муж поселился там; как и муж. Афины, например, предоставили Эвбеямия эпигамию еще в V веке, во времена, когда афинское гражданство было яростно защищено. Существуют и более ранние случаи: обычно один раз слышал об эпигамии, когда по той или иной причине ее приостанавливали или отказывали в ней. Так, между островами Андрос и Парос существовала ранняя договоренность, которая, по словам Плутарха, заканчивалась, когда отношения ухудшались. Более интересным является утверждение, опять же Плутарха, что не было никакого брака между членами двух деревень, или демс, Аттики, Паллена и Гагнуса. Этот запрет не был свидетельством того, что эти места изначально были отдельными государствами, а скорее запрещал эндогамию: иными словами, эти две общины считались членами семьи, так как были слишком близки, чтобы позволить им вступать в брак.
Таким образом, и сам брак, и запрет на вступление в брак были способами определения отношений между общинами, включая общины в рамках одного большого государства, такого как Аттика, и поддержания этих отношений дружескими. Одним из способов, позволяющим сегодня детально проследить связи между ксенофобией и браком, является научное изучение греческих личных имен, поскольку схемы наименований отражают социальные реалии; иностранные имена попадают в пул названий городов как в результате формальных связей, так и в результате менее формальных, таких как временное пребывание. Такие "ономастические" доказательства, как они называются, теперь могут быть изучены массово и глубоко, благодаря компьютерной публикации всех известных греческих личных имён, большинство из которых засвидетельствовано из надписей.
Главным средством взаимодействия между полюсами, однако, была война и формальное приостановление или отказ от войны с помощью сильно ритуальных договоров (одно из наиболее распространенных слов для такого договора - spondai, что буквально означает "возлияния" на гарантирующих богов). Самый ранний дошедший до нас надписанный мирный договор "на все времена" датируется 6 веком и был найден в Олимпии. Тем не менее, до этой даты, несомненно, существовали соглашения об ограничении военных действий за полосы приграничных земель. Археология может предложить неожиданную помощь в этом вопросе: возможно и правдоподобно, что некоторые приграничные зоны были по молчаливому или явному согласию оставлены под паром. Одной из таких зон, по-видимому, была удаленная Скуртская равнина, отделяющая часть северной Аттики от Беотии; предварительное обследование поверхности (т.е. оценка закономерностей расселения путем сбора горшков), проведенное в 1985 г. и после 1985 г., позволяет предположить, что она была, возможно, намеренно-лево неосвоена в архаичный период.
Леландинская война
Важной вехой в рассматриваемых здесь межгосударственных военных отношениях стала Лалантийская война. Это была самая ранняя греческая война (после мифической Троянской войны), которая претендовала на то, чтобы считаться "всеобщей", в том смысле, что в ней участвовали дальние союзники с каждой стороны. Воевавшая, пожалуй, в конце 8 века между двумя главными общинами Эвбея, Халкис и Эретрия, она взяла свое название от плодородной Леландинской равнины, которая разделяет города и включает в себя место Лефканди. (Интересное современное предположение, что сам Лефканди является местом старой Эретрии, заброшенной около 700 г. до н.э. в пользу классического места Эретрии на восточном конце равнины, возможно, как следствие поражения Эретрии в войне. Эта теория, однако, должна объяснить заявление Геродота о том, что в начале 6-го века развлечения поклонников Клейстхена Сицилийского были одни Лисании из Эретрия, "тогда в разгар ее процветания").
Другие далекие греческие государства были каким-то образом вовлечены в войну; по этому поводу Фукидид согласен со своим великим предшественником Геродотом. Таким образом, Самос поддержал Халкис и Милет, Эретрия. Учитывая приоритет Эвбея в заселении заморских территорий, естественно предположить, что связи, подразумеваемые традициями о Леландинской войне, были результатом энергии эвбейских заморских территорий, но эта энергия вряд ли превратила бы случайные контакты в реальные союзы без предварительной сети гостевых дружеских связей. Вступил ли в войну на сторону оракула в Дельфах, как это принято в современных спекуляциях, менее определенно, хотя нет сомнений в том, что, каким-то образом, совершенно загадочным для 21 века, Дельфы часто предоставляли обновленную информацию о возможных местах поселения и даже (как и над Кириной) давали первоначальный стимул к эмиграции.