Найти тему
ПАПИНЫ ДЕТИ

Почему более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы?

Привет! Я Макс, Папа двоих детей. И это мой канал «Папины дети».

— 67 минус 5... сколько будет? - этот вопрос звучал уже в пятый или шестой раз. Ребёнок 6 лет смотрел в точку и молчал. - Сколько будет? Как ты пойдёшь в школу? Все дети будут легко выполнять задания, а ты что?!

Мама нервничала. Ребёнок хмурился. Процесс обучения, который в этом возрасте по идее должен быть легким и приятным, проходящим в игровой форме, превратился в пытку - и для ребёнка, и для родителей.

Такой эпизод наблюдали мы накануне у друзей. В рамках подготовки к школе детям высылают задания, которые в наше время мы выполняли если не во втором классе, то в конце первого точно.

После окончания «битвы с подготовительными заданиями» разгорелся небольшой спор по этому поводу. Я пытался убедить подругу, бившуюся вместе с ребёнком над примерами, что не стоит наседать и заставлять делать задания, которые ребёнок ещё толком не понимает. Мама ребёнка оборонялась: «Я боюсь, что пойдёт в школу и будет очень сложно и тяжело учиться... Мне кажется, все дети, которые занимаются вместе с нами на подготовительных, легко со всем справляются...»

Когда примеры из личного родительского опыта (со старшей мы тоже «бежали впереди паровоза», пытаясь загрузить по максимуму и с пелёнок научить считать, читать и писать, порой «с боем». Ничем хорошим это не закончилось, поэтому с младшим такой ошибки не совершали), пришлось прибегнуть к мнению экспертов.

Сына не мучали заданиями не по возрасту.
Сына не мучали заданиями не по возрасту.

Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» обратила внимание родителей вот на что: «Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача. Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту. По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.»

А вы какой точки зрения придерживаетесь? Поделитесь в комментариях.