«На гору под названием "коронакризис" мы взбираемся в первый раз. И нужно еще спуститься с нее, сохранив бизнесы и семьи», — рассказывает Вячеслав Якубик, глава представительства Morelli Belarus.
О том, что невведение в Беларуси карантина помогает бизнесам справиться с проблемами, и о том, что делать сегодня малому бизнесу, на примере работы такого сегмента, как продажа дверей и фурнитуры, Вячеслав рассказал в прямом эфире нашего проекта «Рабочая группа». Вот несколько тезисов.
— Наша компания — пример малого бизнеса. Мы занимается поставкой и продажей дверной фурнитуры: ручки, замки, петли и т.д. для межкомнатных дверей. Продукция высокого и среднего сегмента производится в Италии, нижний сегмент — на фабриках в Китае. На рынке мы сегодня — одни из лидеров.
Дверной бизнес — очень тяжелый бизнес. Я смотрю на своих контрагентов: это трудяги. Мы их видим каждый день: ребята приезжают из Барановичей, из Бобруйска и т.д. на своем маленьком бусике. Предприниматель вчера заказы у своих клиентов собрал — встал в 5 утра, забрал их здесь, у нас в Минске, затем развез своим клиентам — по точкам. Иногда сам установил им фурнитуру.Пришел домой, поспал, снова в 5 утра встал — и поехал дальше. И этот предприниматель в месяц зарабатывает $ 1000−1500, в хороший год.
И этими людьми страна может гордиться, потому что они ни у кого ничего не просят, они приносят пользу, платят налоги и создают конкурентную среду, рабочие места. Все начинается с одного магазина, а затем появляется два-три-четыре. У нас есть партнеры в небольших городах, у них по 6−7 объектов.
Что произошло после марта 2020
Март 2020 был, пожалуй, лучшим месяцем за 5 прошлых лет в дверном бизнесе для многих. А может, одним из лучших за 10 лет. Конечно, в нашем сегменте есть тормозной путь — когда, например, после заказа дверей, мебели нужно 1−2 месяца на их изготовление. Т.е. кризис приходит не сразу, и волна накрывает не так, как кинотеатры или торговые центры.
Поэтому интересно, скорее, не то, что происходило по статистике. А ситуация прямо сейчас. Начнем с того, что трафик упал в 8−10 раз. Например, раньше было 15−20 консультаций в салонах, теперь — по 2 консультации в день. Ведь 95−98% продаж — это офлайн. Принятие решения у клиента происходит в торговой точке, в салоне, в гипермаркете или в ТЦ. Т.е. люди изучают информацию в интернете, смотрят Инстаграм, сайты, но все равно приходят и покупают в офлайне.
В результате продажи упали вдвое. Пока — только вдвое.Здесь также надо учитывать, что 80% времени в месяц ты работаешь на арендодателей и 20% — на себя, если повезет.
Но пока еще хорошо то, что остается целевой трафик. Людям по документам сдали квартиры 31 декабря 2019, а в реальности дали ключи в марте-апреле 2020. И им теперь надо по цепочке еще выселиться из старого жилья, заехать в новое и т.д. Т.е. цепочка еще существует: если сегодня человек уже пришел в салон, ему точно нужна дверь.
О влиянии карантина на бизнес
У нас очень «взрослый» народ в целом. Вот, например, можно ведь ходить в кинотеатры — но потребители не ходят. Осознанно, сознательно. И в этом, я считаю, государство к нам отнеслось как ко взрослым. Во многом помогает то, что нам разрешают работать. Это сейчас такая привилегия, ее практически ни у кого нет. Я каждый день общаюсь с нашими партнерами из 15 разных стран.Беларусь пока находится в хорошей ситуации: хочешь сидеть дома — сиди. А там все закрыто наглухо.Если же представить вариант, что нам бы выделили по $ 300, например, на жизнь (и объявили карантин. — Прим. «Про бизнес»), это приличная сумма для государства получилась бы, порядка $ 3 миллиардов. И спасли бы нас эти $ 300? Или лучше, чтобы мы сами пока как-то поработали? Я выбираю второй вариант. И все мужики, которые ездят из Бобруйска и Барановичей каждый день, тоже выбирают второй вариант.
Какие выходы есть сегодня
Мы раньше должны были разбираться в марках нефти, чтобы понимать, какой будет курс рубля. А теперь мы все стали еще и вирусологами.
Пока никто не знает точно, но мне кажется — надо оптимистично готовиться к тому, что в мае 2021 года это закончится, и мы сможем жать друг другу руки во время встречи.
Пока же я вижу, что нам надо переходить на онлайн-продажи. В мире давно есть рынок, где двери высокого и среднего сегмента на 95% продаются в онлайне. Вот есть такая страна, где нет дверных салонов, это огромный и жирный рынок — это Соединенные Штаты. Все заказывается через интернет.
Люди заходят в интернет-магазин, получают там консультацию, рассматривают 3D-модель. Потом клиенту отправляются образцы, набор образцов: это может быть распил, всякие «шпоники» (каталог). Чем шире у тебя этот набор, тем лучше. Кто-то его продает, говоря: «Я тебе отдаю этот набор за $ 100, как только делаешь заказ — я тебе эти $ 100 долларов возвращаю».
Если статья была вам интересна, подписывайтесь ЗДЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации. А так же сделать репост и палец вверх поставить не забудьте!!!