"Знакомство" с театральным режиссёром, мастером театрального искусства Питером Бруком, в моём случае, произошло в комментариях на дзене (спасибо комментатору, написавшему о Бруке). В процессе дальнейшего "знакомства" с режиссером на просторах интернета, получила сильнейший заряд для размышлений. И, удивительно, всего лишь одна вики-цитата послужила источником.
Цитата из его книги.
"Существуют разные школы. Школа Мейерхольда делала акцент на выразительности тела. Гротовский по-своему развил это направление и вызвал особый интерес к языку тела и движения. С другой стороны, Брехт настаивал на том, что актер должен быть не наивным дурачком, каковым его считали в девятнадцатом веке, а думающим, размышляющим человеком своего времени. Школа Станиславского и ее последователи уделяли огромное внимание проблемам эмоциональной погруженности актера в роль. Все три направления необходимы".
Эта цитата знакомит нас ещё с интересными деятелями театральной режиссуры, говорит о Бруке как о думающем мастере.
О В. Мейерхольде все, как минимум, наслышаны как о постановщике "Мистерии - буфф" В. Маяковского. А далее можно погрузиться в толщи информации, например, о театральном конструктивизме В. Мейерхольда, и о его авторском методе актёрской биотехники. Докладе от 12 июня 1922 года "Актёр будущего и биомеханика", в котором раскрывалась суть биомеханики - первичность реакции тела над эмоцией. Тело должно быть готово к реализации поставленных задач: ощущается центр тяжести, есть хорошая координация и концентрация.
Е. Гротовский польский театральный режиссер, теоретик театра, автор монографии "Актерский тренинг":
"Запомните: тело должно срабатывать первым. Потом приходит голос. Если вы что-то начали, отдавайтесь этому целиком. Надо выкладываться на 100 процентов, всем — телом, душой, всей индивидуальностью, личными ассоциациями. Может случиться, что на репетиции актер достигнет кульминации, высшей точки, к которой он так стремился. Он сохраняет те же жесты и позы, но может никогда более не достичь такой же внутренней кульминации. Высшую точку, кульминацию, нельзя отрепетировать. Вы должны подготовить процесс, который приведет к этой точке... Вы должны думать всем телом, телесными действиями. Думайте не о результате и, конечно, не о том, каким прекрасным он может быть. Если он возникает спонтанно и органично, как живые импульсы, он всегда будет прекрасен, гораздо прекраснее, чем любые рассчитанные результаты. Моя терминология вышла из моего личного опыта и работы. Каждый должен найти свои выражения, свои формулировки, свой способ для определения собственных чувств".
Здесь, как мне кажется, верно сделан акцент на том, что каждый актёр должен ощутить и осмыслить все предложенные актёрские приёмы и методы сам. И найти свои способы, приобрести своё видение и понимание.
Б. Брехт - немецкий писатель, теоретик искусства и театральный режиссёр. Создал свой театр, где ставил многие свои пьеса. Первой постановкой был спектакль "Мамаша Кураж и её дети" по его пьесе.
Театр Б. Брехта в Берлине.
Б. Брехт создал новый тип театра - "эпический театр", целью которого был анализ и критическое восприятие зрителем происходящего на сцене.
Все цитаты ниже из книги: Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. М., Искусство, 1965
"Сцена стала поучать. Нефть, инфляция, война, социальная борьба, семья, религия, пшеница, торговля убойным скотом - все это стало предметом театрального представления. Хоры разъясняли зрителю непонятное ему соотношение сил. Киномонтаж показывал ему события во всем мире. Экран демонстрировал статистический материал. Поступки людей подвергались критике вследствие того, что на передний план выступили их скрытые причины. Показывали поступки правильные и неправильные. Показывали людей, которые знают, что делают, и людей, которые не знают этого. Театр стал полем деятельности философов - таких философов, которые стремились не только объяснить мир, но и изменить его. На сцене появилась философия; таким образом, на сцене появилось поучение".
Новый подход к театру, спектаклям требовал нового актёра и нового зрителя.
"...чтобы представить зрителю "очужденно" те события, которые ему надлежит показать. Цель техники "эффекта очуждения" - внушить зрителю аналитическое, критическое отношение к изображаемым событиям. Средства - художественные. Предпосылкой для возникновения "очуждения" является следующее: все то, что актеру нужно показать, он должен сопровождать отчетливой демонстрацией показа. Представление о некоей четвертой стене, которая якобы отделяет сцену от публики, вследствие чего возникает иллюзия, будто события на сцене происходят в действительности, без присутствия публики, - это представление, разумеется, следует отбросить. При таких обстоятельствах актер в принципе может обращаться непосредственно к публике".
Таким образом, и театр, и актёр, и зритель представляли собой некое целое, изучающее, познающее то или иное событие или действие.
И последний упомянутый Бруком режиссёр - К.С. Станиславский.
Очень интересный, талантливый человек. Актёр, режиссер, педагог, теоретик. Приведём цитату из книги "Моя жизнь в искусстве", написанную К. Станиславским в конце жизни, содержащую весь его опыт, знания и мысли.
"Как золотоискатель, я могу передать потомству не труд мой, мои искания и лишения, радости и разочарования, а лишь ту драгоценную руду, которую я добыл. Такой рудой в моей артистической области, результатом исканий всей моей жизни, является так называемая моя «система», нащупанный мною метод актерской работы, позволяющий актеру создавать образ роли, раскрывать в ней жизнь человеческого духа и естественно воплощать ее на сцене в красивой художественной форме. Основой этого метода послужили изученные мною на практике законы органической природы артиста. Достоинства его в том, что в нем нет ничего, мной придуманного или не проверенного на практике, на себе или на моих учениках. Он сам собой, естественно вытек из моего долголетнего опыта. Система моя распадается на две главные части: 1) внутренняя и внешняя работа артиста над собой, 2) внутренняя и внешняя работа над ролью. Внутренняя работа над собой заключается в выработке психической техники, позволяющей артисту вызывать в себе творческое самочувствие, при котором на него всего легче сходит вдохновение. Внешняя работа над собой заключается в приготовлении телесного аппарата к воплощению роли и точной передаче ее внутренней жизни. Работа над ролью заключается в изучении духовной сущности драматического произведения, того зерна, из которого оно создалось и которое определяет его смысл, как и смысл каждой из составляющих его ролей".
Сам Питер Брук, размышлял об актёрском мастерстве в своей книге так:
"Быть хорошим актером значит развить в себе способность чувствовать, оценивать и выражать огромный диапазон эмоций, от грубых до самых тонких. Кроме того, актер должен развивать свои интеллектуальные способности и понимать смысл того, что он делает в театре. ...Актер должен отучиться “производить впечатление”, он должен отучиться “показывать”, он должен отучиться “придумывать”, он должен отучиться “создавать эффекты”, он должен перестать что-либо демонстрировать. Он должен понять, что является слугой образа, который всегда будет значительней, чем он сам. Любой актер, играющий роль, которая кажется ему меньше, чем он сам, будет играть плохо. Актер должен признать, что какую бы роль он ни играл, выпавший на его долю характер эмоционально более насыщен, чем он сам... Актер должен ясно понимать, что, независимо от того, что он играет (современную пьесу или древнегреческую трагедию), он должен быть готов передать чувства, по глубине превосходящие его собственные".
Любопытно, конечно, было бы узнать как сочетаются три направления, которые выделил Питер Брук, в его творчестве. Есть предположения, что они переосмыслились и дополнились новым взглядом. И сейчас уже можно говорить и о школе, театре Питера Брука. Писать о его взгляде на актёра, создающего более сильные характеры, эмоции, чем он сам.
В качестве итога, хочется отметить то, насколько важны мастера своего дела. В данном случае, одна лишь цитата позволила понять и то, что было главным и новаторским в театре 20 века, и что без понимания тенденций своего времени невозможно двигаться дальше.
Напоследок, замечательная лекция о Питере Бруке театроведа и историка театра Марии Шевцовой.
И пусть в мире будет больше осмысленного и вдумчивого, научного и творческого!