Найти тему
Театр Раз В Неделю

Cherchez la femme: Пять «мадонн» мирового искусства

В этой статье мы хотим поделиться с вами интересными фактами о пяти загадочных девушках, изображенных на картинах известных художников. Еще их называют «мадоннами» мирового искусства.

Интересно? Подписывайтесь на блог "Театр раз в неделю"!
Интересно? Подписывайтесь на блог "Театр раз в неделю"!

Речь пойдет о портретах кисти Леонардо да Винчи, Яна Вермеера, Ренуара, Зинаиды Серебряковой и Натана Альтмана.

Дама с Горностаем (1490), Леонадро да Винчи
Дама с Горностаем (1490), Леонадро да Винчи

Дама с Горностаем (1490), Леонадро да Винчи. Находится в нац.музее Польши. Это один из четырех известных женских портретов мастера. На картине – Чечилия (Сесилия) Галлерани. Тут ей 15-16 лет и она беременна от своего любовника Лодовико Сфорца, герцога Миланского (ему 37).

Семья Чечилии не была знатной, но миланского правителя бедность и происхождение невесты не смущали. Он любил её и хотел бы жениться на ней, но не мог, так как был обручен с девушкой из знатного рода.

Есть несколько версий символов горностая на картине:

  • горностай – это эмблема рода герцогов Сфорца. Он сам называл себя ermellino bianco (белый горностай).
  • горностай, скрывающий живот беременной героини – символ целомудрия и чистоты, знак, что не считает позором рождение ребенка вне брака.
  • игра слов: по-гречески горностай — «гале», созвучно с фамилией Галлерани. Леонардо любил такие каламбуры с именами.
Девушка с жемчужной сережкой (ок. 1665-х гг.), художник Ян Вермеер
Девушка с жемчужной сережкой (ок. 1665-х гг.), художник Ян Вермеер

Девушка с жемчужной сережкой (ок. 1665-х гг.), художник Ян Вермеер. Музей Маурицхейс в Гааге.

В XVII веке в Нидерландах появился новый жанр – тронье. Изображение чего-то необычного, нехарактерного, фантастического. На картине – это тюрбан.

Неизвестно, кто эта прекрасная девушка на картине. Вероятно, это собирательный образ с правильными чертами юного лица, выражающими безмятежность, а тюрбан – плод воображения Вермеера. В то время девушки такие тюрбаны не носили.

Жемчуг – символ абсолютной красоты и чистоты. Изображенная жемчужина подчеркивает большие блестящие глаза девушки, но она слишком большая, чтобы быть реальной. На картине не видно никакой петли или подвески, соединяющей это украшение с ухом девушки. Вероятно, по замыслу художника это могла быть вовсе не жемчужина и не сережка, а вот что – загадка!

В «Девушке с жемчужной сережкой» Вермеер активно использовал ультрамарин — синюю краску для тюрбана и складок одежды. Этот краситель был дороже золота, что подтверждает успешность и состоятельность художника, отца 15 детей!

«Портер актрисы Жанны Самари» (1877 г.) художник Пьер Огюст Ренуар
«Портер актрисы Жанны Самари» (1877 г.) художник Пьер Огюст Ренуар

«Портер актрисы Жанны Самари» (1877 г.) художник Пьер Огюст Ренуар. ГМИИ им. Пушкина.

Один из самых узнаваемых портретов в мире. Это идеал женственности – нежная розовая кожа, задумчивый взгляд синих глаз, медный оттенок волос и лёгкая улыбка. Портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника.

Жанна Самари - актриса парижского театра "Комеди Франсез". Играла в основном служанок в пьесах Мольера - бойких, ловких и хитреньких, кокетливых и услужливых. Ее отмечали как «пухленькую, розовощекую, веселенькую», в полном соответствии с ролями. Но если посмотреть на фотографии Жанны, то ее внешний вид далек от портретов Ренуара.

Во времена Ренуара сочетание зеленого с розовым считалось вульгарным. А на картине мы видим зеленое платье на розовом фоне! Но Ренуар не следовал традициям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.

Кстати, у картины есть один секрет. Если смотреть на нее сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую. Обязательно сходите в Пушкинский музей после карантина, чтобы убедиться в этом!

Зинаида Серебрякова. «Автопортрет. За туалетом» (1909 г.)
Зинаида Серебрякова. «Автопортрет. За туалетом» (1909 г.)

Зинаида Серебрякова. «Автопортрет. За туалетом» (1909 г.) Государственная Третьяковская галерея.

Картина поражает радостью, светом, счастьем, хорошим настроением. Художник и критик Александр Бенуа называл эту картину «таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить её»; он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное».

У картины есть несколько секретов.

- Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. Об этом говорит отражение подсвечника, он, кстати, единственный «реальный», а не отраженный предмет на картине.

- Жемчужины – как символ чистоты и красоты. Вспоминаем Вермеера.

- Сюжет – женщина за туалетом – отсылка к Форнарине Рафаэля и модной среди его учеников темы женщин за туалетом.

К сожалению, у Серебряковой была тяжелая судьба. После Октябрьской революции она осталась одна с четырьмя детьми на руках, без средств к существованию. В 1924 году смогла эмигрировать во Францию без детей. Вскоре, с большим трудом она смогла забрать из СССР только двоих детей. Двое других остались за железным занавесом. Их она увидела лишь спустя 40 лет.

«Портрет Анны Ахматовой» (1914 г.) художник Натан Альтман
«Портрет Анны Ахматовой» (1914 г.) художник Натан Альтман

«Портрет Анны Ахматовой» (1914 г.) художник Натан Альтман. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.

Этот известный портрет великой русской поэтессы считался современниками самым неприятным ее изображением. Но он лучше всех передает то, какой она была в те годы. Альтман писал Анну, в момент ее разрыва с Гумилевым – это важное событие в биографии поэтессы.

В портрете много острых углов, нарушена перспектива. Ахматова сидит в кресле, закинув ногу на ногу, выпирает острое колено, жесткими складками спускается к туфлям темно-синие платье, руки сложены на животе, спадает с локтей желтая шаль. Угловатый разорванный фон, больше похожий на острую броню, словно защищает Ахматову от вызовов внешнего мира, делая героиню беззащитной внутри. Стоит вспомнить ее биографию – вечно репрессированная, неиздаваемая, потерявшая двух мужей, словно ей постоянно приходится обороняться.

Существует много выдающихся портретов женщин, которых можно отнести к «мадоннам» своего времени. И мой список лишь малая их часть. Но за каждым портретом скрывается интересная судьба художника, натурщицы и уникальная история создания портрета.

Расскажите, какие картины вы бы отнесли к «мадоннам» мирового искусства?

Также прочитайте нашу статью об известных российских художницах XX века, об известных западных художницах и статью о любовницах великих художников