Порой нити поколений переплетаются очень причудливо. Витебчанка, чей прадед-художник был другом Марка Шагала, тоже открыла в себе талант писать восхитительные картины. Шоколадом. Не зная, ни за что не догадаешься, что они созданы не красками.
Набросок
Наташа Цапук признается, что ее история началась с Исаака Зельдина, который учился искусству вместе с Шагалом в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна. Молодые люди не просто осваивали азы владения красками и кистями – они дружили и много времени проводили вместе, ходили друг к другу в гости. Отношения сохранили и спустя годы: в 1972 году, как вспоминала дочь Исаака, именно ее отца Шагал перед посещением Советского Союза просил разыскать могилы родителей... Сын Исаака, Роман, пошел по стопам родителя. К слову, в Витебском художественном музее четыре года назад прошла выставка их работ «Отец и сын». И вот их правнучка и внучка продолжили династию. Как утверждает Наташа, рисовать начала с тех пор, как себя помнит. Ее, 5-летнюю кроху, мама отвела к профессиональным художникам, и это определило дальнейшую судьбу девочки. Она занималась в школе искусств № 3 «Маладзiк», образцовой детской студии изобразительного искусства «Тюбики», окончила витебскую художественную школу № 1. Потом на семейном совете обсуждалось, куда идти дальше (выпускница вдобавок прекрасно знала французский). Решили, что в далекие дали ехать незачем, можно получить достойное образование и дома. Так Наташа поступила в витебский технологический университет на специальность «дизайн интерьера». Девушка не искала легких путей в надежде схватить удачу за хвост, просто прилежно училась.
Фортуна сама знала, когда сделать первый шаг. Наследница династии Зельдиных училась на втором курсе, ее группе Витебский художественный музей предложил поучаствовать в акции «Ночь музеев». Пять начинающих художниц должны были развлекать посетителей своими зарисовками. И Наташа сделала детский портрет карандашом буквально за считаные минуты. Потом взяла краски… и к ней выстроилась очередь желающих! Причем их было столько, что девушка сидела, не разгибаясь, с пяти вечера и до одиннадцати утра следующего дня. Она потратила все свои краски и листы бумаги, даже пришлось одолжить у подруг. Восхищенные ее талантом сотрудники музея взяли контакты у Наташи. На всякий случай.
Рисунок
«Всякий» случился через два года. В Витебск тогда приехали два молодых украинца, кондитер и скульптор, охваченные идеей непременно открыть на родине Шагала музей шоколада. Они обратились в художественный музей за консультацией, там им вручили листик с Наташиным номером. Девушка согласилась помочь и нисколько не удивилась, что вместо красок потребуется шоколад. Как будто всю жизнь только этим и занималась! «Чужестранцы» рассказали, как и что, показали, научили, и к открытию музея шоколада ее работы красовались там на почетных местах.
После Наташа уже сотрудничала с минскими предпринимателями. Они задали ей нелегкую задачу: а сможешь ли ты шоколадом повторить мировые шедевры живописи в максимально приближенном к оригиналу размере? Художница только кивнула и три года отрисовывала Леонардо да Винчи, Модильяни, Ренуара, Мунка, Дали…Она не побоялась взяться за полотна, которые сложно копировать даже обычными красками, не то что шоколадом. Это был воистину кропотливый труд. Например, «Прекрасную садовницу» размером 120х90 упорно рисовала 3 месяца! Наташа просвещает меня, как происходит процесс создания «вкусного искусства». Сначала отливается как бы большая плитка шоколада под формат картины и толщиной не менее 1 см. Она кладется на подложку типа картона или ДСП. И вот уже на этой плитке художник и творит свое произведение. Иногда мастеру, если на минутку отвернется, «помогает» кошка Оливка, оставляя характерные, глубоко авторские следы лапок, только успевай ахать и «реставрировать».
Интересуюсь, не влияет ли, например, жара на процесс и, вообще, как оно летом получается? Оказывается, что очень даже. Главное – работать не под прямыми лучами солнца и зимой подальше от батарей. Сколько может провисеть подобное чудо? Да сколько угодно! Такой шоколад не «седеет». Только пыль смахивай да детишек подальше держи: пахнет невозможно притягательно! Даже спустя время. Много ли уходит шоколада? На палитру довольно мало, граммов до 100, а вот на плитку-основание уже побольше – примерно килограмм для формата А3.
Полотно…
Мне, как обывателю, поначалу представлялось, что «сладкие» картины должны быть непременно в коричневой гамме, разве что, предполагая разнообразие оттенков, от светло-карамельного до густого темно-кофейного. Оказалось, что я глубочайше заблуждаюсь. Шоколадные шедевры на самом деле не отличить по широте палитры от написанных красками.
«Тысячи, нет, даже миллионы оттенков, – улыбается Наташа. – Добавляешь специальные пищевые красители и – вуаля: надо желтый, пожалуйста, розовый – а давайте!»
«Хорошо, – не унимаюсь. – Ваши творения все же что: десерт или произведение искусства? Их едят или ими любуются?». «В первую очередь – это картины, их вешают на стены, как и полагается, – отвечает художница. – Но и есть их категорически не запрещается. Шоколад ведь. Так получилось, что моя «Мона Лиза» треснула, и мы ее прекрасно всей семьей съели», – смеется мастер.
Еще она рисует портреты на заказ, и клиенты могут позвонить и посетовать, мол, внук откусил кусочек, не удержался от соблазна. Так и висит, погрызенный!
А для души? Душа художницы – в родном городе. Ему она и посвятила выставку своих работ «Сюжеты Витебска», которая расположилась в прошлом году в Музее-усадьбе И.Е.Репина «Здравнево». Совсем скоро произведения Натальи Цапук будут участвовать в следующем масштабном проекте. «Но где и когда, пока тсс! – загадочно улыбается она и добавляет шутливо: – Непременно найдете их по аромату шоколада».
Ольга КОСТЮКЕВИЧ