Внимание: материл содержит спойлеры и умные мысли!
Когда я посмотрела трейлер сериала, я была шокирована, мягко говоря, легкомысленным тоном, которым его создатели вознамерились говорить о таких серьезных вещах. И решила киношку не смотреть.
Но самоизоляция вещь суровая, а контент был бесплатный.
Сериал я посмотрела и могу сказать, что сделан он очень качественно и не только оставляет возможность посмотреть себя до конца, но и оставляет желание высказаться.
1. Герои и судьбы.
Яркие образы, великолепная актерская игра. Крепкий сценарий. Интересно и то, что каждый герой проживает две судьбы: в нашем мире, и в альтернативном — в котором не было чернобыльского взрыва, а Советский Союз не распался. Очень интересно наблюдать, как один и тот же актер воплощает противоположные образы, и как в альтернативных «советских» версиях героев проступает их глубинная подлинная сущность. Не весь, но часть сериала вполне тянет на то, чтобы рассматривать его как рассказ о сложном пути человека к своему подлинному «я».
2. Советский Союз в 21 веке. Первая серия второго сезона вся посвящена тому, как выглядел бы Советский мир при современных технологиях. Это полный восторг, ирония и изобретательность! Чего стоит огромный портрет Путина и Ленина как Маркса и Энгельса!
3. Мир сопротивляется изменениям.
Основная идея этого безумного в хорошем смысле слова блокбастера заключается в том, что не надо ничего менять. Чем больше герои пытаются «сделать как лучше», тем более ужасные вещи происходят с миром и их судьбами. В некотором смысле идеология этого темпорального путешествия прямо противоположна лозунгу «Назад в будущее». «Ваша судьба в ваших руках» - говорит Док в финале трилогии. Судьба героев «Зоны отчуждения» не понятно в чьих руках и лучше это не выяснять. В финале происходит полное обнуление событий и герои попадают в тот момент, с которого начинается фильм. И это по чевловечески обидно, потому что получается, что путешествие было напрасным. Никто не изменился, уроки не извлечены. Все история оказалась фактически великолепным сном, а это, согласитесь, не самое лучшее разрешение интриги .
4. Тема Чернобыля. Нет, тема это не только не раскрыта, но даже толком и не затронута. Нам показывают безлюдную Припять, рассказывают о том, что причиной взрыва стал «человеческий фактор», но никакой конкретики, технической или исторической в сериале нет. (Почему это не так, читайте в моей статье об Анатолии Степановиче Дятлове). Оно и к лучшему на самом деле, ведь сериал не серьезно — исторический, а фантастически — приключенческий, а у жанра есть свои ограничения.
Однако ошибочная мысль о том, что взрыв произошел из ошибки персонала, приводит сюжет к любопытному парадоксу. По сюжету финальный квест героев заключается в том, чтобы предотвратить взрыв: вернуться в прошлое и помешать персоналу провести положенные испытания. А как это сделать? Сорвать смену, сломав трубу (или что-то типа трубы) атомной станции. Не будет смены, не будет ошибки персонала, не будет взрыва. А что было бы в реальности, если бы смена Дятлова была завершена досрочно? Тут два варианта и оба плохие. Первый вариант: ребята сломали трубу слишком поздно и необратимые изменения уже произошли. В этом случае в конце работы персонал нажимает кнопку глушения реактора АЗ-5 и запускают работу системы отключения, которая и стала причиной взрыва. И взрыв все равно происходит. Второй вариант: ребята сделали каюк станции не слишком поздно. Кнопка АЗ-5 не взорвала реактор. Но конструктивный дефект ЧАЭС, из-за которого и произошла авария, никуда не делся. Более того, он, этот дефект, есть не только на чернобыльской станции, но и на других атомных станциях Советского Союза, в частности, на Ингалинской и на Ленинградской. После Чернобыли эти дефекты в спешном порядке убрали. Но если бы их не убрали, взрыв на одной из этих станций был бы просто вопросом времени.
Самое обидное, что у героев сериала был реальный и очень простой способ, ничего не ломая, предотвратить аварию. Надо было сообщить персоналу о том, что нельзя нажимать кнопку АЗ -5. Что надо глушить реактор постепенно…