Найти тему

Отрицатели умственной отсталости

Несколько лет назад я впервые услышал о ВИЧ-отрицателях. Страшная тема. Страшная и удивительная. Тогда я не мог понять, как можно отрицать что-то настолько очевидное, разрушая свою жизнь и жизнь своих детей.

А потом я пришёл работать в инклюзивную школу. И увидел их.

Это были матери и отцы, которые были готовы порвать на себе последнюю рубашку, драть на смерть или совершить какой-нибудь из подвигов Геракла, но не признать тот факт, что у их детей есть ментальные нарушения.

Некоторые из них утверждали, что их ребенок, не способный запомнить буквы, теряющий из поля внимания две трети листа, едва произносящий собственное имя и не понимающий инструкцию "положи ручку на тетрадку" - абсолютно нормальный ребенок, к которому мы просто не можем найти подход. Другие показывали признаки адекватности, заявляя, что у ребенка есть особенности поведения. И нарушения речи. И трудности в обучении. Но в остальном он абсолютно нормален, и вот-вот нагонит сверстников. Третьих качало от первой версии ко второй.

При общении с ними иногда начинало казаться, что они никогда не видели других детей. И вообще не представляли, как дети устроены. Мать забирала с занятий ребенка, который описался, даже не попросившись в туалет, и спрашивала, когда с ним начнут учить числа второго десятка. Или стояла рядом с ребенком, диктуя ему каждую букву, а затем уверяла, что её дитя прекрасно читает, просто педагоги своими требованиями вгоняют его в стресс.

Казалось бы, доказать что-то столь очевидное, как интеллектуальная недостаточность этих детей, было бы легко. Однако считать так можно лишь по наивности, ни разу не столкнувшись в реальности с такими родителями. Не важно, насколько объективное и наглядное испытание мы предлагали пройти их детям - кубики Коса, простейшая сортировка, сбор пирамидки, чтение слов из 3 - 5 букв, решение примеров в пределах пяти, даже простое называние животных и предметов быта по картинке. Родители никогда не соглашались с условиями, или с результатами, или вообще отказывались от процедуры, называя её негуманной и утверждая, что мы пытаемся издеваться над их семьёй.

И самое неприятное в такой ситуации, что у школы крайне мало рычагов давления в такой ситуации. О том, что происходит, когда такой родитель выходит на тропу войны против школы я расскажу отдельно. Важно лишь то, что школа обязана такого ребенка зачислить в класс, если документы у родителей в порядке и возраст подошёл, а вот как его такого учить - это огромный вопрос, падающий на голову несчастных педагогов как наковальня в мультиках.

Такая ситуация вредит всем. Нормативно развивающиеся дети, оказавшиеся в классе с таким вундеркиндом как минимум получают меньше внимания учителя, как максимум - получают крайне проблемного одноклассника или одноклассницу, мешающего им учиться. Более того, такой ребенок, оказавшийся в непривычной, сложной и враждебной для него среде ещё и может повести себя агрессивно. Учитель получает лишнюю головную боль, от плохих результатов класса до проблем с дисциплиной. Администрация школы - жалобы со всех сторон и необходимость вести долгую и планомерную работу с одной конкретной семьей. Несчастный ребенок вместо получения необходимого и доступного ему образования оказывается загнан в среду, где он всем неприятен, систематически неуспешен, а порой представляет угрозу для себя и/или окружающих. Родители, наконец, упускают драгоценное время развития и коррекции, и рискуют в будущем получить запущенного неуправляемого подростка, с которым уже никак не сладишь и у которого нет особых перспектив.

Представьте мальчика восьми лет. Он не чистит зубы и не позволяет себя стричь. В своей речи он использует около десяти слов, среди которых два ругательства. Он не просится в туалет, не может по просьбе учителя достать из портфеля тетрадь, мотается из стороны в сторону, когда сидит за партой. И этого ребенка нужно учить тому, какие в нашей стране государственные символы, как решаются примеры в пределах сотни и какие существуют части речи. Звучит абсурдно. И я в такой ситуации был.

С введением инклюзии многие стали бояться того, что в класс их ребенка придет ребенок "со справкой". Так вот, ребёнок без справки, каких мы про себя называли "формально нормальные" могут оказаться куда страшнее.