Найти тему
Фильмотека

Медленное кино: что это такое и почему оно на скором пути к мейнстриму в сумасшедшем мире

Оглавление

Чувствуется, что новый фильм Клэр Дени "Хай Лайф" - это идея, с которой она играла 15 лет. Фильм уже сравнивается с "Солярисом", научно-фантастическим фильмом режиссёра-медленника Андрея Тарковского.

Дени и раньше занималась эстетикой медленного кино. В её фильме "Белый материал" 2009 года изображена борющаяся женщина - директор кафе, которая решила не спасаться бегством от надвигающейся гражданской войны. Кинематограф наслаждается спокойствием и тишиной.

Персонажи Дени развиваются через движение и действия больше, чем через диалог. По мере того, как современный мир становится всё быстрее и быстрее, идея безмолвия начинает становиться всё более желанным товаром.

Стиль - одна из отличительных черт медленного кино, наряду с использованием статических кадров, длительных кадров, кастрюль, следящих кадров - а также повествовательного фокуса на более мирских аспектах жизни. Эта эстетика получила много похвал и критики. Пауль Шредер, академик, сценарист и режиссёр, обратил внимание на некоторые аспекты этой эстетики в своей основополагающей книге "Трансцендентальный стиль в кино".

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/09/15/22/53/frog-1672887_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/09/15/22/53/frog-1672887_960_720.jpg

Идеи, выдвинутые здесь, с тех пор применяются в медленном кинематографе. В последние годы эстетика часто использовалась в артхаусном секторе, завоевав признание критиков и академический интерес. Но Шредер недавно заявил, что, по его мнению, "медленное кино может идти своим чередом".

Оно всё ближе и ближе к художественной галерее и музею. За последние 10 лет у него был действительно интересный момент, но теперь новинка износилась, и люди не так заворожены, как в то время, когда медленность действительно использовалась в качестве нового понятия кинематографического времени.

Это смелое утверждение об эстетике, которая последовательно создавала поляризационный опыт, находя свой успех, в первую очередь, в артхаусе. Тем не менее, эстетика, кажется, отходит от сектора артхауса, просачиваясь в мейнстрим во многих областях, предоставляя зрителям то, что они требуют.

На "Оскаре" 2019 года цыгане получили награды в номинациях "Лучший режиссер", "Лучший фильм на иностранном языке" и "Лучший кинематограф". Этот фильм, получивший высокую оценку критиков, очевидно, имеет медленную кинематографическую эстетику. Есть акцент на мирском - на маленьких, казалось бы, незначительных моментах в жизни. Последовательность открытия – девятиминутная сцена с участием женщины, моющей пол и идущей по дому. Ситуации часто изображены на длинных снимках, что позволяет зрителям передвигаться по кадру, не обязательно сосредотачиваясь на главных героях.

Шредер утверждал бы, что "Рома" - это не медленное кино, что оно всё ещё слишком сфокусировано на повествовании, чтобы быть чистейшей формой медленной эстетики. Об этом свидетельствует диаграмма Шредера, созданная для новой редакции "Трансцендентального стиля в кино" - "Тарковское кольцо". Режиссёры, размещённые за пределами кольца, создают фильмы, которые меньше всего интересуются повествованием как движущей силой фильма.

Шредер считает, что они - дамба Шредера: "Я мало что получу от Ван Бинга, Белой Тарр или Лав Диаса". (Режиссёры, которые наслаждаются тишиной из Китая, Венгрии и Филиппин). Мнение Шредера совпадает с мнением мейнстрима киноиндустрии - повествование является движущей силой фильма. Однако удовольствие от медленного фильма может быть получено по-другому, если зрители готовы рассматривать практику просмотра фильма по-другому.

Пить в одиночестве, в нижнем белье.

В последние годы такие европейские практики, как Хигге, стали чрезвычайно популярны. Некоторое внимание привлёк и менее известный голландский гезелиг (что примерно переводится как "уют", "довольство" или "дружеское общение"). В конце прошлого года следующим большим явлением считалось финское kalsarikänni (питьё дома, в одиночестве, в нижнем белье).

Все эти жизненные движения и бесчисленное множество других - имеют одну общую черту: бегство от суматошного ритма современного мира и наслаждение мелочами. Это может быть наблюдение за мерцанием свечи, объятья в одеяле или просто хорошо проведённое время с друзьями в вашем доме. Побег из шума современного мира был исследован Эрлингом Кагге в его успешной книге "Тишина: В эпоху шума".

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/04/27/22/44/chicago-333599_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2014/04/27/22/44/chicago-333599_960_720.jpg

Роберт Паттинсон и Скарлет Линдси в "Хай Лайф" (2018 г.) "Освобождение от громовых птиц".

Такие приложения, как "Спокойствие", находят популярность, позволяя найти спокойствие на несколько секунд в течение дня. Очевидно, что существует стремление к тишине и покою, требующее времени, чтобы найти красоту в нормальной жизни. Эти желания могут быть реализованы в кино, при условии, что зрители готовы изменить свои повествовательные ожидания.

"Кино ясной мечты".

Комментарии Шредера о медленном падении кинематографа держат некоторое колебание, но только если рассматривать фильм чисто как повествовательный носитель. Почему это не может быть и чем-то другим? Эстетика медленного кино берется на вооружение более массовым кинематографом, а не только зарезервированным для артхауса или фестивальной площадки.

Люди ищут способы избежать быстрого темпа современного мира и нашей постоянной связи. Почему бы не найти его, наслаждаясь моментами неподвижности, статическими кадрами пейзажей, опытом обычных людей, живущих обычной жизнью, найденным в медленном кинематографе.