78 подписчиков

Немцы перешли в контратаку, нанесли по нашим подразделениям сильный удар танками и мотопехотой, окружили наших в Нёйс-Лагере

1,4K прочитали

Cержант, учитель. 1 мая 1945

Опубликовано в рамках проекта «Настоящий 1945»

Сумасшедший день! Вот он — праздник! Не ожидал его так встретить…

Мы стоим в Грюневальде — наш НП и здесь же 2-ой батальон нашего полка, он в резерве, во втором эшелоне дивизии. 1-й батальон нашего 26-го стрелкового полка совместно с 23 и 28 стрелковыми полками ведет наступление на Кёнигсбрюк…

С утра всё было спокойно. Всё, как полагается в праздничный день. Поздравления командования, митинг. С митинга командира полка спешно вызвали, и он уехал. Поползли тревожные слухи, которые под гул приближающейся канонады всё расползались, разрастались.

Немцы перешли в контратаку, нанесли по нашим подразделениям сильный удар танками и мотопехотой, окружили наших в Нёйс-Лагере, взяли Шморкау, Швепниц; подходят к Грюндгребхен.

По улице мимо нас на юг проносятся «Катюши», артиллерия, самоходки; подтягиваются резервы. Мы получаем приказ и выходим в Грюндгребхен. Здесь полно войска. Стоят миномёты, орудия выдвигаются на ОП. Из окон торчат стволы «Максимов». По улицам на велосипедах и мотоциклах носятся связные. Телефонисты тянут связь. Царит всеобщее оживление. Мы занимаем оборону на южной стороне Грюндгребхен.

Наши выходят из окружения. Вырвавшиеся оттуда рассказывают страшное, что в кольцо окружения попали 23 сп и наш 1 сб. Каким-то чудом я не оказался там. Не могу понять — почему сегодня ночью, отправляясь на передний край, ПНШ-1 гв. лейтенант Смоляков не взял меня с собой?.. Обычно я всегда бываю с ним. Очевидно, я исключительно счастливый человек…

Всё руководство нашего полка в окружении: командир полка подполковник Штыков, начарт полка Московский, капитан Кравцов — полковой инженер, начальник штаба. Вырвавшиеся из окружения рассказывают, что убит командир нашей 9-ой гвардейской воздушно-десантной стрелковой дивизии генерал-майор Шумеев и начальник политотдела дивизии полковник Соболев — они в Швепнице проводили митинг и вручали награды. Будто бы фрицы задержали их машину на переезде через железную дорогу, вытащили их из нее и расстреляли из автоматов. С Шумеевым в машине была его ППЖ — полевая походная жена — расстреляли и ее. По другой версии их машину у переезда расстреляли немецкие танки…

Грохочут пушки и минометы, изрыгают пламя и смерть из своих стволов. Перестукиваются пулеметы. Идет дождь… Сумрачно от дыма; низко нависшие мрачные, темные тучи, какое-то неопределенное положение наше — действует на нервы, возбуждает тревогу. Одно немного успокаивает — это наша артиллерия… Ее очень много…

Всю ночь возвращаются разрозненные группы солдат и офицеров; вырвавшиеся из окружения. Более или менее все обошлось благополучно; главное, цело все полковое начальство. Но есть и потери. Из нашего штаба, из строевой части погиб Шувалов; недосчитались мы еще нескольких человек. Раненые — все остались там. Неизвестна судьба наших автоматчиков, нет всего взвода во главе с лейтенантом Музыченко. Где они, что с ними?..

Cержант, учитель. 1 мая 1945 Опубликовано в рамках проекта  «Настоящий 1945» Сумасшедший день! Вот он — праздник!

Источник: Борис Адрианович Ильин. Победный дневник / Публ. Т. Фалиной. Цит. по: https://prozhito.org/person/499

Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии. 

Знакомьтесь с другими персонажами проекта в блоге «Настоящий 1945», а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.