Белая гвардия "Чашка", текст песни для удобства:
Cm
У моей чашки нет дна.
Я хотела напиться, колодец нашла,
Воды зачерпнула, к губам поднесла,
Но у моей чашки нет дна.
Поперек дороги мне встала река,
Мне что-то шептали ее берега.
Я хотела уплыть, я в лодку вошла,
Но у моей лодки нет весла.
Dm
Я хотела позвать Его, голос пропал.
Только серые совы слетелись на зов.
Он меня не услышал, меня не узнал,
И теперь у песни моей нет слов.
D диез m
Но и это не страшно, а страшно то,
Что это не сон, тут не видно конца.
Я стою под звездами в дырявом пальто,
И на мне, о Господи, нет лица.
Cm
А в этом городе не пахнут цветы,
И от этого становится еще страшней.
А эти окна слепы, как кроты,
А эти деревья не пускают корней.
Dm
А в газетах пишут, наступила весна.
В газетах пишут, в основном, о весне.
А у моей чашки нет дна,
А я, о Господи, на самом дне.
D диез m
Я лежу, как кошка, свернувшись в калач,
А звезд уже не видно из-за скопища туч.
Я смотрю сквозь ресницы на розовый мяч,
От которого тянется единственный луч.
Dm
Вся песня в тревожном настроении, это передаёт как текст, так и музыкальное сопровождение.
В тексте чувство грусти и страха создаётся отсутствием каких-либо привычных вещей либо частей. В начале песни это отсутствие дна у чашки (это ведущий образ в песне, что можно понять также и по названию "Чашка"), дальше весла у лодки — это всё значимые части вещей, без которых они не могут выполнять свою основную функцию. Первые два куплета звучат в до миноре, играют "сухие" гитары
Третий куплет начинается с повышением тональности на тон, в ре минор. Появляется абстрактный образ "он", позволю себе предположить, что это либо молодой человек, либо Бог, однако "он меня не услышал, он меня не узнал", где вторая фраза сложно применима к образу Бога, поэтому склоняюсь к тому, что это некий мужчина, к которому обращалась лирическая героиня. После произошедшего выясняется, что "теперь у песни моей нет слов" (притом важно, что так было не с начала, это могло быть причиной, почему её не услышали, а именно в конце, когда её уже не услышали и не заметили), это перекликается с двумя куплетами до этого, ибо песня без слов — уже не песня.
Дальше четвёртый куплет, в котором тональность повышается ещё на полтона (в ре# минор) и это ощущается острее, чем первое повышение, так как малая секунда звучит более диссонирующе-тревожно, чем большая. «Но и это не страшно, а страшно то, что это не сон и тут не видно конца» — лирическую героиню пугает, что весь ужас, происходящий с ней реален, у неё нет сил ему сопротивляться и неизвестно, кончится ли это когда-нибудь. Появляется образ звёзд и дырявого пальто, которое, как можно догадаться, тоже плохо выполняет свою первоначальную функцию. Помимо этого, оказывается что на героине нет лица и она восклицает об этом, обращаясь к Богу. Конец четвёртого куплета — это кульминационная точка первой части песни, как по сюжету (пугающий образ отсутствующего лица), так и по музыке (первая высшая точка в песне, нахождение в ре# миноре перед большим скачком вниз).
Продолжение следует.