Ледокол “Nella Dan” был построен в Дании на верфях Копенгагена. “Nella Dan” - четвёртое и последнее судно в серии, построенной по заказу датской судоходной компании Lauritsen. Оно изначально было спроектировано для фрахтовки судна австралийской антарктической службой. Потому и название ледокол получил соответствующее - в честь австралийской актрисы и поэтессы Нель Изабель Ло, первой австралийской подданной, вступившей на антарктический континент. Крепкий ледокольный корпус длиной более 75 м приводился в движение дизельным двигателем мощностью более 2500 л.с. На палубе располагалась вертолётная площадка, а также смотровая мачта с так называемым “вороньим гнездом”, подьём к которому осуществлялся внутри мачты, что защищало смотрящего от непогоды. Внутри ледокола располагались лаборатории и каюты для 32-х членов экипажа и 40 научных сотрудников. Судно было сдано заказчику в 1961 г. и сразу же ушло в экспедицию в Южный океан. Поскольку времена года в разных полушариях Земли прямо противоположны, и когда в южном полушарии лето, в северном - зима, “Nella Dan” помимо экспедиций в Антарктиду с австралийской командой успевала ходить ещё и в Арктику по заказу датского правительства. Всего “Nella Dan” за свою карьеру сделала 40 рейсов в Арктику и 85 в Антарктиду, и неоднократно оказывалась в довольно сложных ситуациях.
В 1985 г. “Nella Dan” застряла во льдах у берегов Антарктиды и провела в дрейфе в ледяном море без малого 7 месяцев. Из ледового плена судно спас японский ледокол “Shirase”.
Во время навигации 1986-1987 гг. ледокол “Nella Dan”, пытаясь доставить грузы на антарктическую станцию, снова застряла в сплоченных многолетних льдах. Спустя несколько дней в ледяном поле образовалась трещина, но далеко по ней “Nella Dan” пройти не смогла, путь преградил огромный айсберг. Ледокол снова лёг в дрейф, оказавшись запертым во льдах. На помощь пришли советские полярники на знаменитом “Михаиле Сомове”.
Настоящая трагедия произошла с ледоколом в следующую навигацию, 3 декабря 1987 г. Во время разгрузки топлива и оборудования на полярную станцию, расположенную на острове Маккуори, погода резко испортилась. Разгрузку срочно прекратили, но якорь не удержал ледокол при штормовом ветре, и судно выбросило на прибрежные камни. При ударе о скалы корпус сразу получил многочисленные пробоины, и в машинное отделение стала поступать вода. Сотрудники полярной станции эвакуировали экипаж ледокола и 17 находившихся на борту научных сотрудников на берег при помощи старых американских автомобилей-амфибий Larc-V.
Узнав об аварии, судоходная компания Lauritsen, владелец “Nella Dan”, зафрахтовала для спасательной операции судно “Lady Lorraine”. Когда шторм успокоился, с “Nella Dan” сняли всё экспедиционное оборудование и переправили на берег, но при снятии самого ледокола с мели стало ясно, что ремонт в походных условиях невозможен, и спасти судно не удастся. Ледокол отбуксировали с мелководья на допустимую глубину и отпустили, “Nella Dan” затонула сама.
Ледокол “Nella Dan” была флагманом австралийского антарктического флота на протяжении более чем 25 лет, и полярное сообщество болезненно восприняло новость о гибели судна. В Хоббарте на юге Австралии установлена памятная доска, посвященная ледоколу.
Была даже учреждена ассоциация друзей судна.
В 2015 г. австраллийское правительство приняло решение заказать новый ледокол для работы в Антарктиде, который должен был заменить “Aurora Australis”, совеременное судно австралийской антарктической экспедиции. Проекту дали имя “Nella Dan II”. Однако спустя пару лет, в 2017 г. было решено провели конкурс на лучшее имя для нового ледокола среди австралийских школьников, и в нём победило название “Nuyina” (южный свет). Судно под новым именем планируют спустить на воду в 2020 г.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram