Найти тему
cozy eisbrecher

Трагическая судьба ледокола “Nella Dan”

Ледокол “Nella Dan” был построен в Дании на верфях Копенгагена. “Nella Dan” - четвёртое и последнее судно в серии, построенной по заказу датской судоходной компании Lauritsen. Оно изначально было спроектировано для фрахтовки судна австралийской антарктической службой. Потому и название ледокол получил соответствующее - в честь австралийской актрисы и поэтессы Нель Изабель Ло, первой австралийской подданной, вступившей на антарктический континент. Крепкий ледокольный корпус длиной более 75 м приводился в движение дизельным двигателем мощностью более 2500 л.с. На палубе располагалась вертолётная площадка, а также смотровая мачта с так называемым “вороньим гнездом”, подьём к которому осуществлялся внутри мачты, что защищало смотрящего от непогоды. Внутри ледокола располагались лаборатории и каюты для 32-х членов экипажа и 40 научных сотрудников. Судно было сдано заказчику в 1961 г. и сразу же ушло в экспедицию в Южный океан. Поскольку времена года в разных полушариях Земли прямо противоположны, и когда в южном полушарии лето, в северном - зима, “Nella Dan” помимо экспедиций в Антарктиду с австралийской командой успевала ходить ещё и в Арктику по заказу датского правительства. Всего “Nella Dan” за свою карьеру сделала 40 рейсов в Арктику и 85 в Антарктиду, и неоднократно оказывалась в довольно сложных ситуациях.

-2

В 1985 г. “Nella Dan” застряла во льдах у берегов Антарктиды и провела в дрейфе в ледяном море без малого 7 месяцев. Из ледового плена судно спас японский ледокол “Shirase”.

"Nella Dan" в ледовом плену.
"Nella Dan" в ледовом плену.

Во время навигации 1986-1987 гг. ледокол “Nella Dan”, пытаясь доставить грузы на антарктическую станцию, снова застряла в сплоченных многолетних льдах. Спустя несколько дней в ледяном поле образовалась трещина, но далеко по ней “Nella Dan” пройти не смогла, путь преградил огромный айсберг. Ледокол снова лёг в дрейф, оказавшись запертым во льдах. На помощь пришли советские полярники на знаменитом “Михаиле Сомове”.

Спасение ледокола "Nella Dan" советскими полярниками на судне "Михаил Сомов"
Спасение ледокола "Nella Dan" советскими полярниками на судне "Михаил Сомов"

Настоящая трагедия произошла с ледоколом в следующую навигацию, 3 декабря 1987 г. Во время разгрузки топлива и оборудования на полярную станцию, расположенную на острове Маккуори, погода резко испортилась. Разгрузку срочно прекратили, но якорь не удержал ледокол при штормовом ветре, и судно выбросило на прибрежные камни. При ударе о скалы корпус сразу получил многочисленные пробоины, и в машинное отделение стала поступать вода. Сотрудники полярной станции эвакуировали экипаж ледокола и 17 находившихся на борту научных сотрудников на берег при помощи старых американских автомобилей-амфибий Larc-V.

Автомобиль - амфибия Larc-V, американского производства периода II мировой войны.
Автомобиль - амфибия Larc-V, американского производства периода II мировой войны.

Узнав об аварии, судоходная компания Lauritsen, владелец “Nella Dan”, зафрахтовала для спасательной операции судно “Lady Lorraine”. Когда шторм успокоился, с “Nella Dan” сняли всё экспедиционное оборудование и переправили на берег, но при снятии самого ледокола с мели стало ясно, что ремонт в походных условиях невозможен, и спасти судно не удастся. Ледокол отбуксировали с мелководья на допустимую глубину и отпустили, “Nella Dan” затонула сама.

Ледокол “Nella Dan” была флагманом австралийского антарктического флота на протяжении более чем 25 лет, и полярное сообщество болезненно восприняло новость о гибели судна. В Хоббарте на юге Австралии установлена памятная доска, посвященная ледоколу.

-6

Была даже учреждена ассоциация друзей судна.

Логотип ассоциации друзей ледокола "Nella Dan".
Логотип ассоциации друзей ледокола "Nella Dan".

В 2015 г. австраллийское правительство приняло решение заказать новый ледокол для работы в Антарктиде, который должен был заменить “Aurora Australis”, совеременное судно австралийской антарктической экспедиции. Проекту дали имя “Nella Dan II”. Однако спустя пару лет, в 2017 г. было решено провели конкурс на лучшее имя для нового ледокола среди австралийских школьников, и в нём победило название “Nuyina” (южный свет). Судно под новым именем планируют спустить на воду в 2020 г.

Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.

Мы в Telegram