Мне всегда нравилось самообразование. Я любил сам организовывать процесс освоения и усвоения знаний. Продумать, что и когда надо делать. Ставить себе план на день. Разбить его на этапы. Подготовить необходимый инструментарий. И в конце дня подводить итог. Это всегда похоже на вызов самому себе: "Смогу? Или не смогу?"
Или библиотечные дни. Составил список, запасся ручками, бумагой, и в библиотеку с утра пораньше. До сих пор вспоминаю с благоговением. Только на перерывы выходишь из читательского зала в коридор, с термосом и бутербродами, а сам мыслями там. По итогу дня, и основной материал изучил, и вспомогательный не упустил.
В своё время на меня сильно повлияли мои двоюродные деды Илья и Пётр Гарцевы. Тогда ещё не было такого понятия, как тайм-менеджмент. Им приходилось мне объяснять, что и как лучше организовать, на собственном примере. Многое мной впоследствии постигалось путём проб и ошибок. Со временем я обзавёлся своим инструментарием. Посещал разные курсы по управлению временем. Даже отучился на коучера.
Но главный принцип – самодисциплина, - остаётся как аксиома в моей жизни.
Порядок будет там, где нет бардака. Если мне нужно изучить материал по книге, то любой предмет, не касающийся темы работы с книгой, на моём столе будет лишним.
Обязательно ограничивайте себя по времени работы. У каждого человека разный ресурс. Кто-то через час уже выжатый как лимон, а кому-то, проработав часов пять, не хочется отрываться на еду. Найти время оптимальной нагрузки на себя можно экспериментальным путём. За эталон взять, к примеру, работу в течение полутора часов. Это не много и не мало. Пятнадцать минут, чтобы сосредоточиться. Оставшееся время активно трудимся.
Ко всему прочему, я выключаю всё, что может меня отвлекать, будь то телефон или компьютер.
Второй и важный элемент в достижении успеха, – эргономичный подход.
Ужасно неприятно, если во время работы что-то вызывает дискомфорт. Постарайтесь заранее подготовить место (даже если это кухня), выбрав, куда сесть и на что. Да, именно на что. Не всегда кресло на колёсиках стимулирует нашу мозговую активность. Иной раз обычная табуретка позволяет гораздо лучше сосредоточиться.
И примеров тому масса. Все свои произведения Александр Валерьевич Вампилов написал за кухонным столом, сидя на обычной табуретке. Василий Павлович Аксёнов обзавёлся своим столом и креслом уже в эмиграции. Я уже молчу про Александра Исаевича Солженицына, который ютился то у одних знакомых, то у других. Или Антона Павловича Чехова, чьё имущество было заложено за долги отца, и ему приходилось жить то у родственников, каждый раз на разных квартирах, то у знакомых, избегая встречи с кредиторами.
На этом фоне, мне кажется, мы сейчас сильно избалованы. Нужен стол, и обязательно последней модели. Кресло с подлокотником, и, желательно, с вибромассажем для спины. Мышка, чтобы светилась, или что там ещё для неё надо. Мы стали утопать в ритуалах больше, чем в самом действии. Вот и выходит, что мы больше не работаем, а выполняем необходимые обряды, проводя за этим часы, дни и годы.
Что вам ещё мешает, чтобы сесть и прочесть необходимый материал, проанализировать его, написать конспект или сводную таблицу, и т.д.? В ответ слышу: “Дома шумно. Меня всё отвлекает. Мы сейчас в одной квартире, и невозможно даже отправить детей погулять".
Самое тихое место было у Мигеля де Сервантеса, когда он писал своё легендарное произведение “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”. Этот роман появился, когда его автор находился в тюремном заключении, и маловероятно, что его там снабдили столом и креслом для удобства. А, да, ещё попросили сокамерников не шуметь, пока он пишет.
Ну уж если вы более трепетно относитесь к себе, нежели Сервантес, создайте сами себе тишину. Василий Павлович Аксёнов включал музыку, чтобы не слышать разговоры соседей по коммунальной квартире, когда писал диалоги персонажей своих романов. Ведь нашёл же выход. Подумайте и вы, как справиться с шумом вокруг вас.
Образование, которое получают наши дети сейчас, больше носит гибридный характер.
On-line школы – это не совсем самостоятельное обучение и не oбычная школа. Нет привычной для всех школы со звонками на перемену. Нет организованного посещения класса. Можно не вставать, когда зашёл учитель. Во время урока по Zoom можно болтать и игнорировать учителя. Масса возможностей, чтобы отлынивать от уроков и ничего не делать, а потом допоздна сидеть за компьютером, мучиться самим и мучить родителей.
Да и многие родители жалуются на то, что им приходится повторно учиться, проходя уже забытый материал со своими чадами.
Всё это в основном из-за неорганизованности. И вот уже претензии не к учителю, не к ситуации, заложниками которой мы оказались. Претензии к нам, к родителям. Это мы не можем научить наших детей учиться. Да, да, учиться. Как писать конспекты? Как планировать время занятий? Как вообще устроена наша память? Что нужно сделать, чтобы запомнить материал? Как необходимо его систематизировать?
Уважаемые взрослые!
Вы знаете основную функцию нашей памяти?
Будет даже интересно почитать в комментариях, насколько мы сами понимаем, как работает наше внимание, восприятие и память.
Вернусь к Илье и Петру Гарцевым. Мне повезло, что мои деды умели не только сами себя организовывать, но и меня научили этому. Свои знания и накопленный опыт, я, в свою очередь, донёс до своих детей. И сейчас они меня радуют своими достижениями. И я могу смело сказать, что огромный пласт проделанных ими работ – это исключительно их заслуга, и – это исключительно, самостоятельное изучение материала. И у меня 90% знаний собраны в самостоятельном поиске и работе над ними.
Так что стоит задать себе вопрос: "Всё ли вы делаете для того, чтобы вашему ребёнку было комфортно учиться в этих непростых для него условиях?" Купить компьютер или планшет, – это только полдела, но, скорее всего, этого мало.
А начал я с советов для вас, взрослые, неспроста. Прежде чем объяснять детям, мне понадобилось самому пройти этот путь. Сейчас я, как и вы, нахожусь дома, но активно работаю. И у меня нет проблем с переодеванием тапочек с напоминаниями: “Сейчас я на работе, а сейчас я дома." У меня на всё хватает времени: и на отдых, и на работу, и почитать.
И у многих из вас пока не всё ясно. Возможно, с работой не будет проблем, а возможно, надо что-то искать и на удалёнке. Поверьте моему опыту, данные навыки ох как выручают нас с вами, сейчас и в будущем.
Искренне Ваш, Анатолий Толчин.