34 подписчика

Калигула | обзор аниме

138 прочитали

#ОтЗонта
Обзор на "Калигула / The Caligula Effect / Эффект Калигулы"



Старшеклассник Рицу Шикишиме живёт самой обычной, почти что райской жизнью: гуляет с друзьями, изучает психологию и слушает песни сверхпопулярной певицы Мю. Но что-то не даёт ему покоя. Со временем, Рицу начинает замечать всё больше странностей и несостыковок в окружающем его мире. Ещё позже, все эти ошибки мироздания, неизменно происходящие при звучании песен Мю, становятся столь явными, что герою остаётся только удивляться, как другие всё это не замечают. Но однажды мир вокруг Рицуко рушится под давлением наслоившихся друг на друга противоречий, и ему открывается правда.

Оказывается, что всё это время герой жил в Мёбиусе – мире, созданном Мю. В Мёбиус попадают только те люди, реальная жизнь которых была далеко не сладка, так что этот мир призван создать им искусственный рай. Но группа людей, называющих себя музыкантами, втёрлась к Мю в доверие и фактически захватила власть в Мёбиусе, а теперь жестоко избавляется ото всех, кто сможет увидеть правду. Но Рицу смог избежать их ловушек и примкнул к другим восставшим против системы. Теперь, жаждущие вернуться в реальный мир, Рицу и его друзья готовятся к битве с музыкантами, чтобы спасти не только себя, но и всех других заключённых Мёбиуса и даже Мю. Но пока одни собираются защищать, а другие спасать, чего хочет сама Мю, и как она смотрит на всех этих «доброжелателей», делающих всё то, что она так мечтала искоренить, создав Мёбиус?

Главных героев почти десяток, но различать, кто есть кто, можно, и на том спасибо. Как вы догадались, раз Мёбиус создан специально для неудачников при жизни, у всех его обитателей должна быть своя душещипательная история. И этот момент сериал отрабатывает на все сто, формируя героям мотив и цели из их трагедии. Хотя некоторые персонажи просто взяли и появились. Откуда и как? Просто смотря сериал понять довольно трудно.

Чтобы переоборудовать рай в режимную тюрьму, как это сделали музыканты, нужны мотивы серьёзнее, чем простое невезение по жизни. И, и с этим сериал отлично справляется, делая музыкантов не просто эгоистичными тиранами, а личностями, каждая со своими мотивами поступать так, как они поступают. И хотя некоторым из них можно даже сопереживать, злодеи должны быть злодеями, а из музыкантов выходит какая-то «Команда Рокета». Они так немощны, что пытаясь уничтожить героев, они наоборот увеличивают их количество. Кроме того, Рицу и компания вообще смогли выжить только по глупости музыкантов, ведь вместо того, чтобы железной рукой править Мёбиусом, они занимаются фигнёй и грызутся между собой. Я вообще не представляю, как они ещё сами себя не победили!

Есть тут один персонаж – Шого. В отличие от всех остальных, его личность раскрывается не одной сценой, а в течение всего сериала. И история победы Шого над своим страхом и прощения себя достойна называться полноценной отдельной сюжетной ветвью. Но есть одна проблема: Шого всего лишь парень на фоне. Но что же тогда с главными героями – Рицу и Мю? Ну, последние три серии, полностью посвящённые Рицу, делают его интересным персонажем и спасают от участи очередного пустого главного героя-проводника, нужного только чтобы толкать сюжет. А вот Мю, центральное лицо всей истории, всего мира сериала…. Просто забыли раскрыть. Характер вроде есть, готовый дать начало потрясающей личности внутренний конфликт тоже на лицо, а работать со всем этим просто никто не стал.

Мне очень понравилось, как в начале сериала представлены эти лаги в Мёбиусе: нечто вроде тех сбоев и наслоения друг на друга вселенных из «Экспериментов Лэйн». Но, увы, после первой серии всё это просто исчезло. Не исключаю, конечно, что их видят только не знающие правду, так как именно между этими багами и происходят бойни между знающими. Но было бы куда круче, если бы эти глюки мира сопровождали героев всё повествование и имели бы сюжетный смысл, как сбои матрицы из «Матрицы».

Но белые пятна мироздания, обыгранные в сюжете, – не единственные тут. Начну с самого очевидного: какого чёрта внезапный недоделанный вокалойд создал свой собственный мир и затянул туда сотни реальных людей?! То есть вы хотите сказать, что любой клон Мику может просто взять, и украсть твою душу?! Там конечно говорили что-то про гипноз, но гипноз так не работает! Ну ладно, допустим, твою душу утащили в мир вечного счастья, в рай почти наяву. Где ты можешь умереть. То есть, синтезатор голоса из Яндекс.переводчика может создать мир абсолютного счастья и управлять в нём даже законами логики, но выключить смерть, боль и прочие штуки, которые, как бы, основная причина несчастья – не может? Зато, вылавливая эти и многое множество многих других тупых ошибок, начинаешь понимать, почему из Мёбиуса не вышел рай. Потому что Мю тупая.

Поначалу кажется, что очень важную часть в аниме будет занимать психология: герой в первые же минуты блещет своими в ней познаниями, а сериал вводит пару интересных психологических концептов. Но несчастное окно Джохари мелькает только в начале и в конце, катарсис становится названием для призыва магического оружия, а уровень знаний героя оказывается не выше моего (с моим багажом в предисловие из «Психологии для несведущих»). Даже первая приходящая на ум идея, соответствующая завязке, «Не бежать от реальности», оказывается главной и почти единственной моралью, которую пытается донести сериал. И доносит он плохо. В менее запущенном случае это называют навязыванием морали, но это, по-другому не сказать, наматывание её на зрителя жирным слоем!

Хотя в аниме про певицу про певицу забыли, вокальные номера всё равно занимают очень важное место. Это не просто музыка, которая включается под настроение сцены, это поёт один из персонажей, и все остальные тоже это слышат! Пусть это и мелкая деталь, но как же хорошо она погружает зрителя в происходящее! Увы, но остальная, фоновая музыка если и была там, то либо поблекла на фоне вокальных композиций, либо и была блеклой и незапоминающейся.

Вопреки концепции, предполагающей решение всех проблем разговором по душам и, иногда, магией дружбы, в сериале сражения происходят каждую серию. Выглядят они красиво, спасибо визуальному стилю и анимации. Но постановка иногда порождает глупости: в сцены сильного эмоционального накала персонажи могут просто встать, и начать орать. Я знаю, это должно передавать экспрессию момента, но выглядит уж больно смешно. Ну и пара булыжников в огород дизайна. Ну, во-первых, вся зелень на этом огороде такая же вялая, как и её хозяин, дизайн. У героев нет ярких визуальных черт, которые бы помогали их различать и запоминать! Звучит, как глупость, но тут есть два персонажа, которых я до самого конца считал одним, потому что они выглядят идентично! Один из финальных сюжетных поворотов тесно связан с внешностью одного из героев и просто не работает, если зритель не запомнит её и не свяжет с характером персонажа. А он не свяжет, потому что герой выглядит точно так же, как три других!


Что же я могу сказать о «Калигуле», после того, как разобрал его по кускам и вызверился на каждый из них? Ну, при просмотре я матерился и смеялся над глупостями, а на написание обзора потратил неделю, борясь за каждый абзац с желанием всё бросить и пойти достраивать замок в Майнкрафте. Но в итоге… мне понравилось! Перечисленные мной недостатки не отталкивают тебя, а наоборот, веселят и заставляют сосредоточить на просмотре всё внимание, чтобы ловить ещё больше забавных глупостей. А смотря так внимательно, начинаешь замечать и множество хороших моментов, которые трудно описать словами, но которые обычно спасают со дна самоё худшее, а самое лучшее возвышают до шедевров. Я рекомендую смотреть «Калигулу» только чтобы посмеяться, либо по пьяни, потому что тогда будет ещё смешнее.

Но даже после просмотра меня всё ещё тревожит один вопрос: а причём тут вообще Калигула, если за аниме не встречается ни одного коня-любовника?

Обзор на "Калигула / The Caligula Effect / Эффект Калигулы"
⁣
⁣

Старшеклассник Рицу Шикишиме живёт самой обычной, почти что райской жизнью: гуляет с друзьями, изучает психологию и слушает песни...