Найти в Дзене
ЗАМЕТКИ АНДРЕЯ

Поезд "Махачкала - Тюмень": кавказский колорит в стенах вагона

Ещё несколько лет назад Тюмень была связана прямым железнодорожным сообщением со столицей Азербайджана – городом Баку. В какой-то момент в РЖД решили, что пассажирам такое больше не надо и сократили маршрут поезда «Тюмень-Баку» до Махачкалы - регионального центра Дагестана. В этом посте – мои наблюдения о поездке на таком поезде от Махачкалы до Екатеринбурга.

Расстояние между названными городами поезд проходит примерно за два с половиной дня. Отправляется он с главного вокзала Махачкалы в полпятого вечера. Главный махачкалинский вокзал охраняется вооруженными автоматами правоохранителями, а досмотровые мероприятия при входе в него намного более серьезные, чем в большинстве других городов.

Состав формируется в Тюмени, а сотрудники поездной бригады представлены в основном сибиряками. Большую часть пассажиров составляют жители южных регионов, отправляющиеся в другие части страны на заработки.

-2

Первая после отправления остановка находится в Дагестанском городе Кизилюрт и длится 30 минут. Выйдя из вагона на перрон, я услышал звуки призыва к намазу, раздававшиеся из мечети недалеко от вокзала. Часть людей вышли из вагона с ковриками и разместились в зале ожидания вокзала Кизилюрт на намаз. К отправлению поезда намаз закончился и все они вернулись обратно в вагоны.

-3

После отправления я поужинал вкуснейшими осетинскими пирогами, приобретенными в одному из супермаркетов Махачкалы.

Поезд еще делает пару непродолжительных остановок на станциях Дагестана, после чего пересекает административную границу с Калмыкией, где также ненадолго останавливается на станциях Артезиан и Улан-Хол.

Самая продолжительная остановка на маршруте совершается в Астрахани в первую же ночь после отправления. В три часа ночи город кажется совсем безлюдным. Вся активность сводится к работающим в районе вокзала магазинам и небольшому количеству таксистов на привокзальной площади.

ночной вокзал Астрахани
ночной вокзал Астрахани

Вообще, в расписании этого поезда немало длительных остановок, ввиду чего время в дороге затянуто. В районе 8 утра поезд также совершает 40-минутную стоянку на станции Верхний Баскунчак, в окрестностях которой находится известное озеро. Разглядеть его можно даже с моста над железнодорожными путями станции. От вокзала до озера не более двух километров, и, возможно, при желании времени стоянки поезда может быть достаточно для того, чтобы увидеть Баскунчак вблизи. Проводники на этой станции закупились едой и дешевыми астраханскими арбузами.

вокзал Верхний Баскунчак
вокзал Верхний Баскунчак

Следующей в расписании значится станция двухминутная остановка на станции Эльтон. На перегоне между Баскунчаком и Эльтоном поезд пересекает границу с Казахстаном и некоторое время движется по территории страны без остановок. Мой телефон зарегистрировался в сети казахстанского оператора и перевел время на час вперед. В Эльтоне, однако, часовой пояс опять синхронизировался на общепринятый в Волгоградской области. Длительных стоянок на территории этого региона не предусмотрено, однако уже после обеда поезд прибывает в Саратов, где проводит почти 50 минут. За это время я успел пройтись по привокзальным городским окрестностям и приобрети ужин на вынос в KFC.

-6

Далее маршрут поезда пролегает по территории Самарской области с продолжительными стоянками на стациях Сызрань, Звезда и Самара, а также Оренбургской области и Башкирии. К обеденному времени второго дня поезд прибывает в Уфу, стоянка в которой также длится более часа.

Узбекистанский поезд в Уфе
Узбекистанский поезд в Уфе

Миновав Башкирию поезд движется по Южному Уралу, а в 5 утра прибывает в Екатеринбург.